Азбука . Часть шестая . Генеалогия "Ер" "Еры" "Ерь"

Jul 03, 2019 09:15

Эти три буквы пристало рассматривать вместе, поскольку они имеют практически одно и то же название, один и тот же смысл и схожее написание.
К написанному ранее мне практически нечего добавить, поэтому только повторю для включения в общую картину.


Буквы Ъ Ы Ь являются исключительно славянскими и не имеют аналогов в греческом или древнееврейском языке, однако их название совершенно определенно взято из греческого ερως - горячая страстная любовь. То , что это слово сейчас смешано с блудом - одно из проявлений кощунства и развращенности человеческого сознания - и источником, конечно, является опять же древняя языческая мифология, персонифицировавшая ερως в виде "бога" разврата - спутника богини разврата.

Родственные слова к ερως показывают спектр значений, совершенно не имеющих отношения не только к порнографии, но и к взаимоотношению между полами даже.
ερωεω - стремительно течь,-  и в то же время уступать, уклоняться, уходить.
ερωη - быстрое движение , и в то же время - затухание, исчезновение (синоним знаменитого кенозиса)
ερωταω- спрашивать, искать, расспрашивать.

Итак , собственно смысловой акцент  в "эросе" - это поток, стремительное движение  с собственным истощанием, забвением, исчезновением, т.е. с забвением себя.

Нет ничего более далекого и даже противоположного тому, что вслед за язычниками понимают под "эросом" философы и современная культура.

И нет ничего более приличного для очередной троицы славянских букв, совершенно очевидно прообразующих Лица Святой Троицы.
Из которых Ы достаточно очевидно обозначает Вторую Ипостась, т.е. Воплотившееся Слово Божие - поскольку имеет как Ь - символ Бога , так и Ι - символ человека,  в сочетании же образует опять догматическое учение Церкви о неслитном, нераздельном , неразлучном и непреложном. В самом деле , как две природы не слились и не разделились и не образуют двух разных лиц, так мы видим как две совершенно целые и неслившиеся буквы образуют единую букву и не могут быть разделены или разлучены в букве Ы и не разделяются на две разные буквы.

что касается аттрибуции Ъ и Ь то комментаторы к предыдущему посту по этой теме справедливо отметили, что старинное написание буквы Ы 
построено на основе Ъ , а наше современное на основе Ь.

Поэтому с одной стороны достаточно очевидно, что источником для всех букв является Ь, от которой "рождается" Ы и "исходит" Ъ ( и обратим внимание - Ъ не исходит от Ы), так что приличным было бы признать Ь иконой Первой Ипостаси, и этому соответствует Ы современное (Вторая Ипостась как Образ Первой Ипостаси), а Ъ - иконой Третьей Ипостаси.
С другой стороны древняя форма производит Ы от Ъ.
И тогда прилично считать Ъ иконой Отца, а Ь - Святого Духа.
Но столь же прилично считать в таком случае
как указание на православное учение (в пику папскому) того, что Дух исходит от Отца и подается Сыном.

Впрочем, все эти рассуждения остаются вероятными и , мне кажется, более определенное мнение должны сказать более мудрые люди.

Отметим один интересный момент, что сами по себе эти буквы исключительны еще и тем, что не обозначают никакого звука . Даже буква "Ы" которая вроде как произносится получает свое звучание от "I", накладывая некий беззвучный отпечаток. Это своеобразное указание на Божественную природу, не выразимую никаким языком и никаким умом (удобее молчание) .

При этом  в древности буквы О и Ε использовались в середине и конце слова достаточно редко, а вместо них обычно писали Ъ (который произносился "о") и Ь (произносился как Е)

Таким образом, в древности Ъ Ы и Ь были одними из самых важных и распространенных букв, в отличие от современного письма.

Поэтому часто можно было встретить странные и по-нашему непроизносимые слова типа "стълъ ".
Отчасти это унаследовал сербский и болгарский языки, где можно встретить множество слов, состоящих почти из одних согласных (например, само слово "сербский" - "српски" (от сьрпъски)  - это выглядит странным  и неудобопроизносимым , но это имеет важную причину - это отблески, отзвуки молчания, как  некое присутствие Бога в изрекаемом слове.

Аналогичное можно сказать про дореволюционную русскую орфографию с непонятной для современного человека "манией" ставить твердый знак в конце слов, оканчивающихся согласным знакомъ

И в этом свете и сама коммунистическая реформа русского языка, и переделка названия букв ер, еры, ерь на "твердый знак, ы, мягкий знак" - представляет собой на первый взгляд странное явление.
А на более глубокий -откровенное и сознательное изгнание икон Божиих из русского алфавита - точно так же, как коммунисты выбрасывали иконы из домов и храмов.

Интересно, что Караджич, реформировавший сербский язык точно так же , как Ленин - русский, с такой же ненавистью относился именно к этим же буквам - только если Ленин только поменял им название и убрал ер в конце слов  , то Караджич  пошел дальше и вообще убрал ер, еры и ерь из сербского алфавита  .

----------------------------------------
Числового значения эти три буквы не имеют
----------------------------------------
Иероглифические ассоциации мне неизвестны

церковно-славянский, Житие Константина Философа

Previous post Next post
Up