Славянская буква Оо достаточно прозрачно происходит от греческого омикрона Οο, которая в свою очередь происходит от древнееврейского айн
Древнееврейское слово "айн" сохранилось до сих пор и означает "глаз". Очевидная связь смысла, произношения и начертания буквы.
Вопросов, однако тут два.
1. Греческое название буквы - это не слово, а произношение .
причем греческое , а не древнееврейское.
Более того - почему "микрон" (малое)? П
ри этом любопытно, что и в греческом есть οσσε "очи" и в латинском oculus "око"
Второй - при том, что в славянском языке есть прекрасное слово "Око" , которое очевидно и идеально подходит для этой буквы, но святой Кирилл отказывается от этой очевидности и выбирает совершенно странное имя "Он" .
Попытаемся понять , в чем тут дело.
Исходя из того, что все буквы до сих пор имеют священное значение , относящееся к Богу, мы без всяких сомнений можем утверждать, что и эта буква - о Боге.
Око Божие - Библейский символ всеведения Божия, Его везде- и всегда-присутствия - и что самое важное - символ Его действия в мире. (ср. у Иезекииля "Око Мое не пощадит" или "Око Мое пощадит" и св.Давида "Создавый око не смотряет ли"?)
Описание Откровением св.Иоанна Богослова Бога , седящего на престоле, крайне напоминает описание ока.
Седящий на престоле-невидимый и непознаваемый Бог (зрачок)
Радуга вокруг престола (радужная оболочка глаза)
Кристалловидное белое море вокруг престола (белок глаза)
Двадцать четыре старца на престолах, которые падают и кланяются Седящему на престоле - ресницы, которые постоянно моргают (т.е. смыкаются и размыкаются)
Естественно, аналогия не полная , но вряд ли случайная.
Евангелие говорит о Боге - "
"Въ то́мъ живо́тъ бѣ́, и живо́тъ бѣ́ свѣ́тъ человѣ́комъ:
и свѣ́тъ во тмѣ́ свѣ́тится, и тма́ его́ не объя́тъ." (Ин. 1,4)
Господь же говорит об оке человека -
"Свѣти́лникъ тѣ́лу е́сть о́ко. А́ще у́бо бу́детъ о́ко твое́ про́сто, все́ тѣ́ло твое́ свѣ́тло бу́детъ: а́ще ли о́ко твое́ лука́во бу́детъ, все́ тѣ́ло твое́ те́мно бу́детъ. А́ще у́бо свѣ́тъ, и́же въ тебѣ́, тма́ е́сть, то́ тма́ кольми́?" (Мф. 6,22-23)
Итак, не только весь человек - икона Бога, но и око его - это икона Бога (как проявление Его действий)
Интересно, что в глаголице "он" пишется так: Ⱁ и это однозначное изображение пары глаз
Почему в греческом - "омикрон" (о-малое)? Очевидно, потому что есть и "омега" (о-большое).
Почему их два?
Потому что у человека два ока.
И эти два ока - икона Одного Ока Божия
поэтому не два "омикрона", а "омикрон" и "омега" - большое и малое.
И эти буквы стоят не рядом, а разнесены - одна в средине алфавита, другая - в конец.
Как уже было сказано, с одной стороны это может обозначать, что структура алфавита - не линейная, а дву-цикличная , алфавит - это две окружности.
С другой стороны это может означать, что как сам человек есть икона Бога, и части его тела - это иконы тех или иных Божиих действий и качеств, так и алфавит - есть икона Бога и названия букв - иконы тех или иных Божиих действий и качеств. Иными словами, алфавит - это одновременно и икона человека , своеобразный буквенный портрет его- что мы видели и ранее.
С другой стороны омега по своему написанию ω состоящая из двух "омикронов" может представлять собой тот же смысл, что глаголическое Ⱁ ,
По поводу омикрона как единичного о,
а омеги как сдвоенного оо
интересный комментарий можно найти в трактате блаженного Августина "Шесть книг о музыке",
"Августин: Что же ? Разве не с самого раннего детства мы учили, что всякое число есть четное или нечетное?
Лиценций: Правду говоришь.
Августин: Тогда вспомни и скажи мне, что мы имеем обычай называть четным, а что - нечетным.
Лиценций: То, что может быть разделенным на две равные части, называется четным, а что не может - нечетным.
Августин: Также не может , что бы это ни было, иметь неделимую средину, как нечетные. Ибо если имеет, не может разделиться на две одинаковые части, что мы назвали свойственным четным числам. Неделимая средина - один, делимая - два. Средина же в числах есть то, от чего оба бока имеют в себе равенство.
"Августин: В единице нет ни средины, ни конца, потому что есть только начало, или же потому начало , что не имеет ни средины ни конца.
Лиценций: Очевидно.
Августин: Что тогда скажем о двух? Не можем в них уразуметь начало и средину, потому что средины быть не может кроме как там, где есть конец- или же не можем уразуметь начало и конец, потому что невозможно прийти к концу как через средину?
Лиценций: Убеждает разум признать это. И что об этом числе мне отвечать , я в совершенном недоумении.
Августин: Посмотри, не может ли и это число также быть началом чисел? Действительно, если ему не хватает середины и конца что, как ты сказал, убеждает разум признать, что остается, если не то, что оно так же было бы началом? Или сомневаешься признать два начала?
Лиценций: Совершенно сомневаюсь.
Августин: Хорошо сделал бы , если бы друг против друга основались два начала. Ныне же сие иное начало от первого начала есть , как то - ни от чего не происходит, а это - от него. Ибо один и один - есть два, и оба эти начала таковы, что всякое число от единицы , но поскольку каждое происходит через умножение и сложение, источник же умножения и сложения прямо разделяется на два числа (т.е. два слагаемых или два множителя) , получается что обретаются единица - это первое начало, от которого все числа, сие же (т.е. два) - иное начало, через которое все числа."
Блаженный Августин достаточно очевидно говорит о том, что числа носят на себе некий образ, икону Святой Троицы (не ударяясь при этом в каббалистический магизм) . И мы видим это же самое в славянском и греческом алфавите.
Так, число 1 передается буква А - с одным замкнутым "ядром" , число 2 - буквой Β - c двумя замкнутыми ядрами.
Аналогичный принцип мы видим в греческих ο и ω.
Особенно ясно отражается мысль блаженного Августина в заглавных написаниях этих букв Ο Ω
Очевидно, что это символика нечетного и четного, неделимого и делимого "ядра" чисел
Интересно, что в славянском алфавите св. Кирилл к греческой паре
и
добавляет
- совершенно однозначно третий символ из той же последовательности- который завершает икону Святой Троицы (о которой далее говорит в трактате блаженный Августин)
Что же касается славянского названия буквы "Он", то
во-первых и буква "омега" с тем же названием и написанием есть и в славянском языке (правда, не на том же самом месте, не на последнем).
Во-вторых, само слово "он" в славянском языке это не наше русское "он" , а указательное местоимение " тот". Любопытно, что в качестве русского "он" использовалось личное местоимение "той". Значения этих слов сейчас обменялись друг с другом.
В-третьих, в греческом языке есть слово ον - причастие настоящего времени от ειμι "быть" - и означает "Сущий", "Существующий" . Иконописное ο ων , которое мы видим на крестчатом нимбе икон Господа нашего Иисуса Христа - это другая форма того же причастия . То есть "он" - это греческий перевод Библейского "Яхве" - "Сущий".
В-четвертых , в греческом языке сама по себе буква ο употребляется в качестве артикля, значение которого крайне важно. Именно этот артикль мы видим в ο ων. Как мы видим, "омикрон" и "омега" в имени Божием находятся рядом, что раскрывает еще один аспект священной структуры греческого и славянского алфавитов .
Здесь же , может быть , интересно вспомнить и знаменитый индийский
"ом" или "аум". Его начертание выглядит отдаленно напоминающим греческое "ο ων". Приравнивать или искать какие- нибудь смыслы в индуизме мы не будем - там совершенно сатанинские глубины, но даже если "ом" в его начертании это или языческое извращение древнего откровения , или сатанинская пародия на него, - в любом случае указывает на глобальность, а не национальную эллинистичность οων - что собственно и демонстрировали наши русские иконописцы, помещая эти три греческие буквы на крестчатый нимб Спасителя.
Какая же связь между "он", "око" и "омега-омикрон"?
Есть еще один интересный аспект.
В греческом языке приставка "о" обозначает соединение, приобщение. Связан ли с этим греческий артикль ο , учитывая его родовые варианты η и το - сложно сказать .
В самом деле , око можно истолковать , как присоединение , приобщение сознания к взираемому предмету через свет.
Возможно, что славянское "он", "оный" - "тот"- это указание именно на созерцание , видение.
Если для человека по его немощи "смотреть " это всего лишь беспомощное взирание, то "Я вижу" в устах Бога - это деятельное и живое участие (вспомним слова Моисею о страданиях Израильского народа - "ви́дя ви́дѣхъ озлобле́нiе люде́й Мои́хъ, и́же во Еги́птѣ" - не просто "я вижу", а "видя видех" - то есть усиленное видение.
Как можно "усиленно видеть"?
Выпучить глаза и не моргать?
Нет, речь идет о крепком , усиленном вмешательстве и участии, о котором св.Моисей сам свидетельствовал- чем больше египтяне угнетали Израиль, тем сильнее и многочисленнее он становился.
Это объясняет и библейское словоупотребление "Око не помилует".
Как может око миловать, если это всего лишь "интерфейс восприятия"?
Может, если это инструмент приобщения, соединения.
"Око милует" - при соединении, "Око не милует" -тоже при соединении.
Отсюда и "отвращшу же Тебе лице возмятутся, отымеши дух их и исчезнут" (Пс. 103) .
Мы живем только пока Око Бога смотрит на нас, соединяется с нами в этом видении и этим светом поддерживает в нас существование.
Здесь можно бы упомянуть о нетварном Свете (если мы говорим об "Оке", то естественно говорить о "Свете"), как о причине существования творения , соединяющим разрозненные его элементы воедино на любом уровне сложности и объединения,
И даже , что Око Божие и есть Свет неприступный. Наше человеческое око требует внешнего света, а Око Божие само Свет (вспомним опять Евангельское "светильник телу есть око"- то есть для человека тоже око есть свет, но внутри него) и никакой внешний свет ему не нужен.
Обратим внимание, что у человека два соединенных ока. В омега (греческом и славянском), в глаголице мы видим именно эту идею соединения двух в одно. Таким образом , ο ων - можно трактовать как "Соединенный" или "Соединяющий". Почему Соединенный? потому что Святая Троица. Почему "соединяющий" ? Потому что Любовь.
Любопытным подтверждением этого может быть знаменитое пророчество Исайи " се́, Дѣ́ва во чре́вѣ зачне́тъ и роди́тъ Сы́на, и нарече́ши и́мя ему́ Емману́илъ" (Ис . 7,14)
Имя "Эммануил" עִמָּנוּאֵל начинается с "Эм" . "Эм" здесь раззновидность "эн" как в ("эммаус") - и означает "С нами Бог" - то есть соединение Бога с "нами".
Значение слова "Эммаус"- "теплый источник". Отметим , что "айн" в древнееврейском ("ен" в поздней форме) означает не только "око", но и "источник", "родник" (а также "учение").
Учитывая, что главную роль в этом явлении имели очи учеников , которые "держастася", можно сказать , что это вовсе не совпадение.
-------------------------------------
Числовое значение буквы "Он" - внезапно.
Не шестьдесят.
Семьдесят.
В славянском языке буква "Он" идет после буквы "Н" а в греческом тут стоит Кси Ξξ , а в еврейском - "самех", которые и имеют значение числа 60.
Начнем с того, что богодухновенный перевод Писания на греческий язык называется буквально "Семьдесят" - "Септуагинта", иными словами это одно из названий Священного Писания, а поскольку Писание - это икона Слова Божия, то и имя Священного Писания некоторым образом - имя Самого Слова Божия. То есть "Семьдесят" - это и одно из имен Господа нашего Иисуса Христа.
70 седьмин - это пророчество Даниила о пришествии Христа .
Остальные значения числа 70 тесно связаны с Церковью.
Так , в Елиме на пути Израиля в пустыне был оазис с 12 источниками и 70 пальмами - прообразами 12 и 70 апостолов Христовых.
70 старейшин Израиля избрал Бог в помощь Моисею (каковое событие связано и с Пятидесятницей) в книге Числ , но семьдесят старейшин было еще до этого (в книге Исход)
70 талантов меди было собрано для скинии Моисея
70 сиклей было в каждой из 12 чаш - даров от начальников колен Израиля (опять 12 и 70 - очевидно , опять прообразы 12 и 70 апостолов)
70 сыновей было у Гедеона - прообраза Христа
70 тысяч грузчиков было на строительстве храма Соломона
70 старейшин Израиля тайно поклонялись в храме Божием Астарте ( Иезекииль, 8 глава)
70 локтей имело некое здание при храме в видении того же Иезекииля.
ну и наконец - 70 апостолов Христовых .
Особой связи с "он", "омега" , "омикрон" и "око" я не могу увидеть.
--------------------------------------------------------------------------------
Что касается китайских иероглифов, то око изображается двумя вариантами -
знаком 目
знаком 眼
Первое - идеограмма , изображающая око. Только обратим внимание - в нем три стилизованных круга.
Тут можно вспомнить, что омикрон и омега в греческом (он и омега в славянском) вместе тоже составляют три.
Знак же 眼 состоит из двух частей - собственно знака 目 око и знака 良 "благой"
Вместе они образуют сочетание "око благое" .
И тут уместо вспомнить Евангельские слова "Никтоже благ токмо Един Бог".
"Сущий", "Существующий" - это 在 или 有
А "тот", славянское "он" - обозначается знаком 其
Как и в славянском языке этот знак используется и для личного местоимения "он".
Графическая связь с 目 достаточно очевидна.
Еще более интересно, что знаменитая японская игра "го" (китайская вэйци) пишется так: 碁
и состоит из "Он" и "Камень".
Камни же выглядят так:
Фактически, это черные и белые "глаза" . Суть игры в "го" заключается в захвате территории этими камнями-глазами, а "глаз" - это ключевой термин в игре в "го"
http://19x19.ru/content/5_5_two_eyes.html ----------------------------