Одна из самых больших трагедий нашего времени - что люди даже церковные , даже находящиеся в русле Предания не понимают что такого в святых Борисе и Глебе.
Некоторые даже дерзают говорить, что это "политическая канонизация" - т.е. это на самом деле не великие святые, а просто исторический эпизод борьбы за власть при зарождении государства. Эпизод, который хитрые попы освятили чтобы угодить власти.
Человек, который не понимает "что святого в Борисе и Глебе" - не понимает, что святого в Евангелии.
По той простой причине,
что святые Борис и Глеб - русские Христы.
Не в смысле действительном, потому что Господь наш Иисус Христос - Единый Спаситель людей.
А в смысле уподобления.
Святые Борис и Глеб в своей короткой земной жизни достигли совершенного уподобления Христу и в жизни и в смерти.
Много было великих святых и мучеников в истории Церкви, но даже среди них такое точнейшее совпадение с обстоятельствами Христовых Страстей - крайняя редкость.
Потому что св. Борис и Глеб приняли не просто насильственную смерть.
Насильственную смерть от брата
Не только насильственную смерть от брата
Насильственную смерть от своего народа.
Убивал то их не лично Святополк - убивали русские люди (исключая странного повара Торчина) .
И причина их убийства так же бессмысленна и иррациональна, как убиение иудеями Господа Иисуса Христа.
Потому что не было на Руси больших благодетелей и доброжелателей Святополку , чем св.Борис и Глеб.
Как не было в Иудее никого, кто заботился бы об иудеях , кроме Господа Иисуса Христа.
Это ясно как солнце, потому что даже зная, что Святополк вызвал их чтобы предательски убить, они и тут ищут не своего блага, а брата-убийцы.
Потому что убиение их Святополком было, как иудеями Христа - из зависти и из-за "се наследник винограда, убием его и наследство будет наше".
Потому что святые Борис и Глеб, имея огромные возможности сопротивляться преступлению, вместо этого отпускают от себя всех воинов - чтобы они не пострадали и не погибли в междоусобице.
Да, это совершенно Евангельское Христово "Аще Мене ищете, оставите сих идти".
Потому что святые Борис и Глеб, имея все возможности убежать (если не сопротивляться) , не только не убегают, а едут навстречу убийцам, добровольно идя на очевидную смерть.
Потому что как и Христа - Иуда, святых Бориса и Глеба предали - св.Бориса убили "вышгородские мужи" Путин и Ляшко Путьша и Ляшко, а второго зарезал его собственный слуга.
Потому что сам способ убийства был по подобию Христовому - св.Бориса пронзили копьями (как Христа на Кресте) , св. Глебу перерезали горло, как жертвенному агнцу- прообразу Христа.
Потому что св.Борис хотя и не был на Кресте буквально, но подобно распятому продолжал еще некоторое время жить после прободения копьями и фактически действительно пережил страдания Христа на Голгофе - вплоть до слов Христа "Отче прости им, не ведают бо что творят" - и мир брату-убийце передал, а не проклятие и угрозы . И после этого ему , точно как на Голгофе, пронзают сердце, чтобы гарантировать, что он мертв.
Потому что на святом Глебе чуть не слово в слово повторился суд над Христом. Вплоть до
"Какую обиду нанес я брату моему ивам, братья и повелители мои? Если есть какая обида, то ведите меня к князювашему и к брату моему и господину. "
и жертвенный характер смерти св.Глеба , принесенной за всех, в том числе и за врага его - Святополка, о которой он сам говорит перед ней: "Он же, видя, что невнемлют словам его, стал говорить: «Да избавятся от вечных мук и любимый отец мой и господин Василий, и мать госпожа моя, и ты, брат Борис, - наставник юностимоей, и ты, брат и пособник Ярослав, и ты, брат и враг Святополк, и все вы,братья и дружина, пусть все спасутся!" .
Но главное, конечно, - не удивительные фактические совпадения .Самое главное - уподобление великих и святых душ Христу. Каждое слово , каждое их действие , донесенные нами Житием - это по совершенной кротости, светлости и незлобию - действие Христово (с той разницей, что Христос - Бог, а святые - рабы Божии) .
Сами совпадения не случайно сами собой возникли, а были устроены Промыслом чтобы обнаружить совершенство святых. Не потому св.Глеб и Борис - величайшие русские святые, что у них обстоятельства так совпали, а эти обстоятельства обнаружили скрытую и невидимую никому Христоподобную святость.
И житие святых Бориса и Глеба это не что иное, как один из самых совершенных отпечатков, оттисков Евангелия
Помню сравнение, кажется , Достоевского, о некоей разнице в преимущественном облике идеала святости у разных народов. У евреев это пламенные пророки, у римлян это сотрясающие землю чудотворцы, у греков это великие проповедники , движущие как ветром паруса - целые народы на служение Богу.
А русский идеал святости -это тихая безмолвная, незаметная , святость, как тихо горящая в углу лампадка.
Глас хлад тонка.
Не восставало от Руси великих пророков как св.Мефодий Патарский.
Не восставало вселенских учителей , как св.Василий Великий и Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Не восставало чудотворцев, переставлявших горы, как св.Григорий Чудотворец или св.Николай Мирликийский.
Зато восстали тихие безмолвные совершенства кротости и незлобия
страстотерпцы св.Борис и Глеб,
св. Димитрий Угличский,
святые царственные страстотерпцы - и все увенчанные Голгофскими царскими Крестами.
И поэтому поводу есть видение пророка Илии.
"и се́, ми́мо по́йдетъ Госпо́дь,
и ду́хъ вели́къ и крѣ́покъ разоря́я го́ры и сокруша́я ка́менiе въ горѣ́ предъ Го́сподемъ,
[но] не въ ду́сѣ Госпо́дь:
и по ду́сѣ тру́съ, и не въ тру́сѣ Госпо́дь:
и по тру́сѣ о́гнь, и не во огни́ Госпо́дь:
и по огни́ гла́съ хла́да то́нка, и та́мо Госпо́дь." (3 Цар 19, 11-12)
Я это не к тому, что у русских самые святые святые - святость от нации не зависит.
Во всех народах есть все святые.
И даже не к тому, кто "круче" - св.Василий Великий и св.Николай Чудотворец - или св.Борис и Глеб.
Сам такой вопрос - безумие , которое обличил Христос в апостолах.
Это к тому, что святые Борис и Глеб - это святые гласа хлада тонка, где "тамо Господь".
И именно поэтому Святая Русь - это в первую очередь страна святых Бориса и Глеба.
И по духу, и по мистической власти (а они действительно навсегда Великие князья русские от Царства Небесного, как это видели и при св.Александре Невском перед побоищем на Неве) .
Не понимание и отрицание их святости - это не только отвержение Евангелия , это и отвержение Святой Руси.