Славянская "Мыслете" М очевидно происходит от греческой ми Μμ , а она - от древнееврейской мэм "вода"
С распознаванием древнееврейского источника все очевидно - и знак называется " вода" и нарисована "вода" - за тем исключением, что в единственном числе "вода" употребляется редко - а преимущественно только "воды" маим по аналогии с Элог-им
Что достаточно очевидно связано со Святой Троицей, потому что "шин" - "три" в древне-еврейском алфавите выглядит как
- то есть "вода" - это "три с хвостиком". "Хвостик" скорее всего означает течение или даже истечение (или след от движения "кисти" - ведь Бог - Художник) . Ведь собственно "ми" по-еврейски - это "из".
Эта буква также свидетельствует о том, что именно "ми", а не "мю" - правильное чтение греческой буквы, поскольку еврейское название воды םי буквально "ми"
Уголок естествознания.
Я уже давно писал, что формула воды (в отличие от формулы газообразного пара) вовсе не "ашдвао" - а у нее троичная структура , которая по современным представлениям (если пространственную структуру перевести в плоскость) примерно выглядит так:
то есть каждый атом водорода соединяется с двумя атомами кислорода, а каждый атом кислорода - с тремя атомами водорода. Своеобразная двоичность и троичность, которую можно видеть и в крестном знамениию.
Пунктирная стрелка - это "водородная" связь, которая при замерзании переходит в "равноправную" , превращая воду в кристалл, при нагревании разрывается , превращая связную структуру в пар- газ из обычных молекул, которые как раз и имеют формулу "ашдвао".
По утверждению естествоиспытателей, именно эта водородная связь обеспечивает уникальные - прямо таки чудесные свойства воды. Потому что все ее более тяжелые аналоги (от сероводорода до йодоводорода) при аналогичной температуре - это газы. А вода, которая по логике периодической системы должна быть самой газообразной из них - жидкая.
Более того, именно эта водородная связь обеспечивает уникальные свойства воды - растворение, моющие, поглощение разными материалами и прочее прочее.
Таким образом, вода является по своей природе своеобразной иконой Святой Троицы. Не удивительна особая роль воды в таинствах Святой Церкви.
Более того, в хвалебных песнях Священного Писания вода (Моисея, псалмах Давида, трех отроков) - особое внимание обращается именно на воду в различной форме. Например, у трех святых отроков:
"Благословите воды вся, яже превыше небес, вся силы Господни Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите всяк дождь и роса, вси дуси Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите росы и иней, леди и мраз Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите сланы и снези, нощи и дние Господа, пойте и превозносите Его во веки."
Благословите источницы, моря и реки, киты, и вся движущаяся в водах Господа, пойте и превозносите Его во веки.
При этом все многообразие живых тварей изображается короче некуда:
Благословите вся птицы небесныя, зверие и вси скоти Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Всё.
Почему такая "дискриминация"?
Потому что хвалят они все одинаково - своим существованием , красотой, гармонией, но вода в своей природе носит еще некий отпечаток образа Святой Троицы. Благодаря чему это прославление водой совершается в более священной форме.
Заметим, что есть святая вода, но нет ни святых котов, ни святых китов.
Тут еще можно бы вспомнить про роль воды при сотворении мира, но тут гораздо более интересного и важного скажет святой Василий Великий.
И тут самое время спросить - причем тут "мыслете", который внезапно появляется у св.Кирилла в славянской азбуке.
Самое простое - это то, что "моах" на иврите - это мысленный центр , мозг. (и тут опять проявляется то, что священный автор кириллицы - знаток древнееврейского языка - т.е. однозначно св.Кирилл )
Тут самое время вспомнить, что многие святые отцы аскеты сравнивают ум человека с водой. Св.Василий Великий говорит о том, что события в жизни человека вызывают в уме рябь как на воде, которая помрачает изображение неба, которое совсем пропадает. Св. Макарий Великий в своем знаменитом сравнении те же самые события называет кораблями из 103 псалма Давида, и говорит, что в глубине человеческого ума живет Левиафан- диавол, которого монах и умерщвляет подвигами.
Впрочем, не только святые отцы - во всех традициях и религиях мира сравнение ума человека - как источника мыслей с водой - это общее место. Дзэнбуддисты наливают воду в чашки , чтобы продемонстрировать свойства ума, индуисты рассказывают о том же самом "уме-воде-зеркале" , в котором отражается мироздание, весь пантеизм опять про "слияние ума с единым".
Это не к тому, что пантеизм и восточные религии хорошо - к тому, что связь "вода" - "мысли" - не то , что не секретна, она обща для человеческой цивилизации в целом.
И раз так, то особое внимание , которое уделяется в Священном Писании прославлению Бога водой в разных состояниях - уже превращается в икону опять же прославления Бога человеческим умом - в разных опять же состояниях. То есть эти "росы", "иней", "снези", "реки", "моря" , "леди", "сланы", "мрази" (т.е. морозы) - это все состояния человеческого ума.
Также не менее интересно, что в славянском языке -если вы не замечали этого раньше - слова "мысль" и слово "мыть" однокоренные.
А еще "мышь" , "мыкаться" и "мытарь".
Неожиданно ?
Какая между ними связь?
Достопочтенный протоиерей Григорий Дьяченко , приводя древнее название белки из этого же куста - "мысня" объясняет это тем, что корень "мы" означает мелькать, мерцать, совершать колебательные движения. Собственно поэтому и мыть - двигать руками туда сюда, опуская периодически в воду. Отсюда и мыкаться - то есть колебаться, отсюда мышь и мысня- потому что они мелькают и прыгают туда-сюда. Отсюда и мытарь (видимо, тот , кто моет.... деньги) . Возможно, и мышца - поэтому .
И без всякого сомнения - отсюда - и мысль.
Точное подобие воды - то светлая искорка мелькнет, то темная тяжкая полоса, и все это непостоянное, все это колеблется, а уж когда волны пойдут от камня по описанию св.Василия - чего только не увидишь.
Отсюда "море светло кристалловидно" Апокалипсиса перед престолом Бога - по святым отцам-толкователям - это состояние ума, подобное воде по чистоте и прозрачности, но неподвижное , неизменяемое, светлое, твердое.
---------------------------------------
И уже не удивимся тому совпадению, что числовое значение "Мыслете" - 40.
Число это в Священном Писании - число связанное с очищением - в первую очередь ума - и с водой.
Сорок дней и сорок ночей лился дождь, смывая с земли допотопных грешников
В сорок лет вышел св.Моисей на спасение Израиля.
Сорок же лет он потом пас овец тестя своего.
Сорок лет водил Господь Израиль по пустыне, очищая его от роптавших и злоумышлителей против Него и святого Моисея.
Сорок дней и сорок ночей постился сам св.Моисей чтобы получить закон
Сорок дней и сорок ночей молился св.Моисей, чтобы Бог простил и не губил Израиля за идолопоклонство во время получения Завета.
Сорок подножий серебряных (что прообразовывало воду) было у столбов скинии
Сорок дней высматривали землю обетованную соглядатаи.
Сорок ударов - предел физических наказаний (т.е. очищения) по Второзаконию.
По сорок лет имел мир Израиль при святых Деворе, Гофонииле и Гедеоне.
Сорок лет царствовал Саул.
Сорок лет царствовал св. Давид же
Сорок лет царствовал св.Соломон
Сорок мер воды вмещали умывальницы при храме царя Соломона
Сорок дней лежал св.Иезекииль на правом боку , в качестве искупления за грехи Израиля
Сорок лет по пророчеству того же Иезекииля Бог положил Египет в пустыню - для очищения от идолопоклонства и гордости фараона
Сорок дней давал Бог Ниневии для покаяния в книге пророка Ионы.
И наконец, апофеоз - сорок дней поста Господа нашего Иисуса Христа.
Достаточно характерная выборка - и она связана именно с очищением и водой.
и в уставе Богослужебном Церкви у нас постоянно встречается число сорок .
"Господи помилуй" 40 раз - как журчание воды
Две четыредесятницы поста (Рождественского и Великого)
Сорок дней после рождения младенца- молитва об очищении матери
сорок дней после смерти - особый день поминовения, связанный с окончанием прохождения мытарств (вспомним происхождение слова "мытарь")
Сорок дней от Рождества до Сретения - опять же по закону Моисееву для очищения
Сорок дней от Преображения до Воздвижения
Сорок дней от Пасхи до Вознесения ( "не прикасайся Мне, не бо взыдох ко Отцу Моему")
И даже святых 40 мучеников Севастийских совершенно безразличные к священной символике палачи пытали чем?
Ледяной водой.
Соблазняли чем?
Баней.
----------------------------------------------
Что же касается иероглифов, то первое, что мы замечаем:
Так выглядит число три:
三
а вот так река: 川
Связь достаточно очевидна.
Но еще интереснее знак "вода".
水
Как уже было сказано, в его состав входит знак "человек" 人 . Если его убрать, то останется
Что очень похоже на представление о структуре воды , которое было показано выше. Более того, осмелюсь утверждать, что это настоящий "чертеж" и более точная структура. Что все три связи кислорода и водорода различаются между собой .
Числовое значение "сорок" так же не имеет иероглифа, и составляется из знаков "четыре" 四 и десять 十
Тут тоже можно усмотреть некую символику, как мы уже видели в
букве Д . четыре - истечение, заключенное в ограду.
десять - крест.
"Мыслить" передается разными знаками :
意 "звук сердца" - мысль
思 "поле сердца" - думать - мыслительный процесс
想 "изображение сердца" - формировать идею
念 "ныне сердце" - постоянная забота, постоянное мышление о чем-то
комментировать их я пока не готов.
Разве что можно усмотреть в знаке "сердце" 心 некое подобие воды.
Ну и напоследок сравним "людие" и "мыслете" в глаголице.
Людие это три соединенных круга Ⰾ по подобию святой Троицы Андрея Рублева
Мыслете -это четыре круга, истекающие из единого центра Ⰿ - что напоминает четыре источника рая.
Достаточно прозрачное отношение к три-дцати и сорока- и к храму видения св.Иезекииля (который был 40 локтей длины и 30 ширины)