Во время оно молодоженские пары , попадавшиеся постом на традиционном выгуле в Лавру на глаза (и как следствие - на неминуемый разряд тандерболта) о.Науму, доставляли учащимся МДАиС невинное развлечение, именуемое академистами "наумахия" ( от др.-греч. ναυμαχία - «морская битва»).
Все нижеписанное - исключительно моя позиция. Все персонажи, упомянутые мною, весьма уважаемы и почитаемы, если Вы найдете нотки осуждения и критики, то прошу считать это страстью и немощью автора.
Ни с одним старцем России я лично не общался, а про тех, с которыми довелось поговорить, и коих почитают за старцев, писать не хочу. Ибо лично мне их старчество под сомнением.
Хочу затронуть тему двух величайших старцев современного православия: приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова), да упокоит его Бог в селениях праведных и архимандрита Наума (Байбородина), да дарует ему Господь многая лета, здравие, благоденствие и добрый ответ на Страшном Судищи.
В Троице-Сергиевой Лавре существовало среди прочих, условно говоря, два клана: Наумовцы и Кирилловцы, и члены кланов друг друга «недолюбливали». Прошу понимать это духовно и не придираться к словам. То есть, Кирилловец не пойдет к Науму и никому не посоветует, и наоборот. Видится мне это по причине грехопадения в первую очередь, а потом ввиду разных подходов у старцев к чадам.
Отец Кирилл, судя по источникам из книг и личных свидетельств его чад, источал и раздавал туне любовь огромными порциями. Если я правильно понимаю, он никогда не давил, не настаивал, все его благословения имели статус рекомендательный и сам он стремился все-таки к тому, чтобы его чада судьбу свои решали сами, лишь об одном он их молил - не терять Бога никогда и нигде. А вместе с ним и покой в душе и любовь нелицимерну.
Любовь Отца Наума, если так можно так выразиться - жестче, там не было «сюсюкания» (духовного, опять же). Очень много монастырей, где священноначалие духовные чада отца. Их можно распознать по некоторым сходным признакам. Акцент духовничества архимандрита Наума упирается на блудные грехи. Мне иногда даже казалось, что ему можно было исповедовать как десятерых за углом замочил, он бы сказал «ну… с кем не бывает». А вот если сказать, что с блудницей вокзальной переспал, то это уже всё. Трындец. Там епитимия, там смерть, там ужас, там и причастия на срок лишиться можно. Многие после исповеди отходили в шоке. Архимандрит требовал у исповедуемых вспомнить все имена сексуальных партнеров, а также вдавался в тонкости совершения блуда. Чуть ли не в каких позах, куда и как, и что при этом чувствовал. И бывало даже, что у девиц он выпытывал количество партнеров и прочие блудные подробности, хотя таковых еще не было.
Плюс ко всему он, бывало, не благословлял желающих жениться или принять постриг, и другие вещи, расходящиеся с намерениями приходящих к нему.
Все это я к чему веду? Старец Кирилл был универсален. К нему можно было идти любому. Я не знаю никого, кто бы относился к нему критически.
Старец Наум очень специфический. Надо хорошо понимать это, когда к нему идти. И самое главное - ВЕРИТЬ, что через него Бог говорит свою волю. То есть полностью быть готовыми к тому, что свои намерения и планы старец Вам не благословит. И быть готовыми поступить так, как он скажет. Иначе Вы просто тратите свое и, главное, его время и силы. За советом сходить есть масса хороших, опытных отцов.
Мой духовный отец игумен Василий - истинное чадо отца Наума, это пример настоящего послушания, и только за это я буду поминать и почитать старца на равне с игуменом. Потому что отец Василий мой второй отец, после биологического. Он познакомил меня с Богом. Все, что я имею хорошего на сей день - от него. Что не имею - от его отсутствия.
Но я благодарен Богу, что дважды он не сподобил меня встретиться со старцем. Оградил от греха. Потому как у меня к старчеству отношение критическое и я не уверен, что был готов отречься от себя и выполнить ЛЮБОЕ его благословение.
А вот другим постом я напишу реальные события, что происходит, когда благословение старца выполняют с поправками в угоду комфорту. Но это уже другая история.
А два архимандрита, безусловно, эпоха в русском православии.