Во времена сурового экономического кризиса вопрос природы экономического роста интересен всем, и особенно Украине, которая входит в число мировых лидеров по падению валового внутреннего продукта (см. БИЗНЕС №36 от 07.09.09 г., стр.16-18).
Очередные группы реформаторов, экономистов-специалистов и просто аналитиков-штабистов размышляют о том, как восстановить экономику. Некоторые мечтают уже не просто о восстановлении докризисного уровня, но даже о новой индустриализации, вхождении Украины в двадцатку ведущих мировых держав, увеличении валового внутреннего продукта вдвое и прочих мегаувлекательных вещах.
Так вот, еще пару лет назад один из авторов экономических реформ начала 90-х годов (которые ему до сих пор не могут забыть фанаты “совка”) экс-премьер РФ Егор Гайдар, отошедший в последние годы от политической деятельности, занялся исследованием истории экономики, в частности, волнующих и таинственных проблем спада (см. например, БИЗНЕС №3 от 21.01.08 г., стр.74) и роста экономики. Стоит отметить, что г-н Гайдар в своей книге широко цитирует новейшие работы западных экономистов, изучающих историю народного хозяйства.
Что нам стоит
Что такое современный экономический рост? Чем он отличается от традиционного? Нашему современнику (даже имеющему диплом экономиста) зачастую кажется, что окружающий мир в том виде, в каком он его наблюдает, существовал всегда, по крайней мере, очень давно. На самом деле это, мягко говоря, заблуждение…
Даже такое явление, как экономический рост, наблюдается всего 250, максимум 300 лет. Последние же 5000 лет, после того как человечество придумало земледелие, уровень жизни тех ребят, которые освоили эту довольно-таки хитрую технологию, держался на одном более-менее стабильном уровне, который незначительными колебаниями отличался в разных странах.
По подсчетам западных экономистов, на труды которых опирается профессор Гайдар, уровень жизни в I веке нашей эры, скажем, в Римской империи и в Китайской в XVII веке, не слишком-то и отличался. Экономика пребывала в состоянии относительного равновесия.
Затем, и тут мнения специалистов расходятся, то ли в середине XVIII века, то ли в начале XIX века, что-то произошло в Англии: среднедушевой доход начал резко расти, назревала промышленная революция, английская политическая и экономическая модели стали образцами для подражания. Нобелевский лауреат Саймон Кузнец назвал британский экономический прорыв “современным экономическим ростом”.
Английское экономическое чудо базировалось отнюдь не на грабеже колоний и алчности англичан. Грабить и копить умели задолго до них. Англичанам удалось изобрести счастливую комбинацию из гарантий прав собственности, политической конкуренции, независимого суда и исключительно парламентского решения налоговых вопросов (см. БИЗНЕС №42 от 19.10.09 г., стр.14, 15).
Британия начала стремительно уходить в отрыв, и соседи бросились вдогонку, устанавливая священность частной собственности, ограничивая налоговый произвол королевской власти, заводя политическую конкуренцию и независимый суд.
Со второй половины XIX века догонять уходящих в отрыв соседей решила и Российская империя, однако перекосы революции, советские эксперименты и попытки поиска особого пути ликвидировать отставание не позволили, во всяком случае, пока.
Ваше место…
По подсчетам г-на Гайдара, исходя из уровня доходов на душу населения, Россия находится приблизительно на уровне развитых европейских стран, только 60-летней давности, или на уровне 1950 г.
Это, конечно, грустно, но, по мнению Егора Гайдара, для нормального планирования экономического (да и политического) развития страны крайне необходимо понимать, на каком уровне ты находишься. Для себя мы можем прикинуть: если по подушному доходу по паритету покупательной способности мы отстаем от россиян в 2 раза, то можно накинуть себе еще 10 лет отставания от развитых стран…
Это, конечно, еще более печально, но и в этом (можем согласиться с мнением г-на Гайдара) кроется немалая польза. Во-первых - это широчайшие возможности для использования и адаптации технологий Запада. Во-вторых - возможность составить четкое представление о социальных и экономических проблемах, с которыми нам только предстоит столкнуться и которые уже вполне успешно решены развитыми странами.
И в-третьих, в ситуации, когда отставание составляет более 60 лет (в случае с Украиной все 70 лет), идеологам инновационных прорывов и массового внедрения нано-технологий, суперэкономных лампочек и нано-спичек стоило бы расслабиться.
Ни в Украине, ни в России нет ни среды, ни инфраструктуры для инноваций, а самым большим потенциалом для развития экономики обладает заимствование. Именно по этому пути шли в свое время и Германия, и Япония, не говоря уже об Испании, Корее или, например, Сингапуре.
Впрочем, если задаться целью, проявить усердие, смекалку и упрямство, свойственные украинцам, то невозможного на нашей планете не так уж и много.
Стоит отметить, что задача догнать по уровню развития Запад зря воспринимается у нас в стране как нечто легкое и даже несолидное. Случаев успешной гонки за лидером не так и много. В частности, Япония да страны Южной и Северной Европы. И во всех без исключения случаях успешной гонке предшествовали десятилетия имитации. Без этого никак не получается…
Петр Билян
Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки єкономической истории. - М., Дело, 2007 г., стр.656
www.business.ua/articles/love_book/5413/
Бизнес №44 от 02.11.09 г., стр.44