О коньяке. Ч. 2. Реми Мартен

Jun 10, 2014 13:37


Судьба этого коньячного дома и трагична, и счастлива одновременно. Сегодняшняя глава дома, мадам Доминик Эриар Дюбуа, как бы подводя итоги почти трехвекового существования, говорит: “У нашей компании превосходный имидж. Нам просто нужно его сохранить”. А создавали этот имидж две семьи, чьи сыновья и дочери были и остаются верными слугами Великого Напитка - Коньяка.
Дом Remy Martin основан сыном виноградаря и винодела Реми Мартэном в 1724 году. К тому времени г-н Мартэн, родившийся в 1695 году в небольшом городке Руайак, познал многое, и, что немаловажно, уяснил простое правило: крепкий бизнес - это бизнес, который всегда движется вперед. Исходя из этой простой истины, он первым в округе начал перегонять излишки вина в спирт, которым торговал весьма осмотрительно: продавал в годы неурожая, когда цена на него возрастала, и придерживал в годы, когда цены на спирт падали. Грамотное ведение дел приносило неплохую прибыль, которую Реми Мартэн вкладывал в покупку земли или одалживал под проценты другим виноградарям, а они, в случае невозможности вернуть долг, расплачивались с ним землей. К 1730 году семья Мартэн перебралась в усадьбу Буабрете, а ее глава был уже довольно влиятельным человеком, владевшим двумя поместьями: в Линьере и Ла-Гашере. И все было бы замечательно, если бы в 1758 году не умер его единственный сын и наследник, Пьер Мартэн. Внуку, Реми II, было всего 6 лет, и пожилому основателю дела пришлось найти силы и еще 15 лет заниматься ведением дел. В 1773 году Реми Мартэн-старший умер, оставив наследнику процветающий бизнес.
Если Реми-старший был сосредоточен в основном на земле, то Реми-младший быстро понял, что хороший землевладелец должен быть как минимум хорошим политиком. А поняв это, сумел так организовать семейный бизнес, что без труда преодолел все политические и экономические трудности, включая революцию и страшные морозы зимы 1789 года. Проявляя редкое политическое чутье, Реми-II в нужный момент всегда был на стороне победителей, что позволило ему на протяжении многих лет занимать кресло в муниципальном совете Руайака и использовать его в своих интересах. Так что когда в 1821 году Реми Мартэн II умер, его сыну, сорокалетнему Реми-III, по наследству перешло не просто процветающее, но весьма большое дело, настолько большое, что семья переехала в замок Линьере.  Собственно, уже с этого поколения в семье Мартэнов от виноградарей и виноделов почти ничего не осталось. Это были крупные землевладельцы, расчетливо ведущие свои дела, и когда в 1841 году Реми-III отошел от дел, передав их своему сыну Полю Эмилю Реми Мартэну, хозяйство Мартэнов смело претендовало на роль одного из крупнейших коньячных домов Франции.
Поль Эмиль с честью нес знамя семейного дела. Образованный, добродушный и мягкий человек, он добился значительных успехов, ибо именно ему принадлежит честь создания бренда Remy Martin, и именно он поставил во главу угла то главное, ради чего почитают Коньяки - качество! Поль Эмиль одним из первых в регионе начал продавать Коньяк не только в бочках, но и в бутылках, создав, в том числе, знаменитую флягу Louis XIII. Наконец, Полю Эмилю принадлежит авторство на товарный знак коньячного дома. Будучи астрономом-любителем, он выбрал для него знак Стрельца - знак огня, винокурен и алкоголя, - и создал знаменитого Кентавра, которого сегодня знают во всем мире. В 1874 году Поль Эмиль в возрасте 64 лет отошел от дел, передав их своему сыну - Полю Эмилю Реми Мартэну-младшему.
Беда в семью Мартэн пришла совсем не с той стороны откуда ее могли ждать. Нашествие филлоксеры превратило виноградники в пустыню, но юный Поль Эмиль-младший не придал особого значения крошечной заокеанской тле. Гибнет виноградник? Значит, нужно посадить виноград заново. Продолжая жить в роскоши и уделяя внимание не столько текущим делам коньячного дома, сколько имиджу, он безрассудно тратил деньги. И хотя историки отмечают множество несуразных решений молодого хозяина, но отдают должное тем затратам, которые дом Мартэнов понес, финансируя работу ученых по поиску методов защиты от филлоксеры. Как бы то ни было, к 1901 году стало понятно: семейных бизнес дошел до состояния, в котором ему срочно нужна помощь. И эта помощь пришла, в первую очередь, в лице молодого юриста Андре Рено. Так началась вторая жизнь дома Реми Мартэн. Именно Реми Мартэн, ибо в 1916 году Поль Эмиль II обратился к Правительству Франции с просьбой изменить фамилию Мартэн на Реми Мартэн, и эта просьба была удовлетворена.
Опуская историю перехода дома в полное владение Андре Рено, что произошло вскоре после смерти Поля Эмиля-младшего, отметим, что уже в 1927 году дом Реми Мартэн выпустил первый Коньяк, который принес ему славу - VSOP Fine Champagne. Изюминка нового напитка была в том, что в его названии были указаны не только возраст, но и географическое происхождение. Сделав ставку на качество, Андре не прогадал. О нем стали говорить, его напитки заметили. Действуя согласно простой логике: трать меньше, получай больше, - Андре все деньги вкладывал в закупку спиртов. Но у него не было сети продаж, и пришлось создавать такую сеть. Тем не менее, к моменту окончания II Мировой войны дом Реми Мартэн оставался относительно небольшим, продавая всего 6000 ящиков Коньяка в год. Впрочем, когда в 1942 году старшая дочь Андре Рено вышла замуж за Андре Эриара Дюбуа, никто и не предполагал, что скоро этот молодой, сдержанный человек добьется того, чего не добился его тесть.
Вспыльчивый и категоричный, Андре Рено отличался изрядной скаредностью и старался контролировать все и вся. Но это не мешало ему принимать стратегические решения. Одно из решений состояло в том, чтобы выпускать Коньяк только из спиртов Гран и Пти Шампани. Второе решение, принятое в штыки всеми, кроме зятя, Андре Эриара, состояло в том, чтобы прекратить выпуск Коньяков категории VS и начинать линейку напитков только с марки VSOP Fine Champagne. Решение абсолютно правильное, ибо не смотря на то, что рынок VS составлял 90% всего рынка, на нем приходилось конкурировать с очень могучими коньячными Домами. Скептики находили множество доводов против этого решения, но… Уже через два года в мире было продано 60000 ящиков коньяка Remy Martin VSOP! Так началось победоносное шествие Кентавра по земному шару.
В 1965 году Андре Рено умер, но его дело осталось в надежных руках дочерей Анн-Мари Эриар Дюбуа и Женевьевы Куантро (да-да, вторая дочь г-на Рено вышла замуж за Макса Куантро;  не правда ли, как интересно иногда судьба объединяет людей!). В 1990 году был создан холдинг Remy-Cointreau, в который вошли Дома шампанского Krug (впоследствии он был продан группе LVMH), Charles Heidsieck и Piper Heidsieck, а также производитель виски из Шотландии Highland Distilleries. В 1999 году для создания мощной дистрибьюторской сети было создано объединение Maxxium, в который, помимо перечисленных, вошел производитель виски из США Jeam Beam.
Сегодня дом Реми Мартэн владеет 150 га виноградников в Гран Шампани и закупает спирты в 2000 хозяйствах Гран и Пти Шампани. Ему принадлежат 4 винокурни и бочарное производство, причем - обратите внимание, - помимо дубов из Лимузена бочары используют, хотя и в небольших количествах, российские дубы. Никаких особых технологических секретов компания не рекламирует, но старательно не указывает возраст спиртов, использованных при купаже ее напитков, ограничиваясь заявлением что “самые молодые из них старше установленного законом минимума”.
Гамма напитков дома Реми Мартэн не очень обширна, что отнюдь не мешает Дому продавать в год 24 млн. бутылок своего Коньяка:
Remy Martin V.S.O.P. Fine Champagne. Знаменитый своей матовой бутылкой из стекла зеленого цвета, этот Коньяк является флагманом дома Реми Мартэн. Купаж напитка составлен из сотен коньячных спиртов возрастом от 4 до 15 лет, но только из аппелласьонов Гран и Пти Шампань, причем содержание спиртов из Гран Шампани составляет не менее 50%. Коньяк отличается золотистым янтарным цветом, во вкусе гладкий и очень хорошо сбалансированный. Букет напитка сначала восхитит вас легкими ароматами ванили, дуба, фиалок, роз и абрикосового джема, а затем к этим ароматам добавятся нотки легкого портвейна, лесных орехов, абрикосов и лакрицы. Обратите внимание, что каждая третья бутылка Коньяка VSOP, проданная в мире, носит название Remy Martin!
Содержание спирта - 40%. Возраст коньячных спиртов - 4-15 лет.
Remy Martin X.O. Special. Купаж этого Коньяка составлен из спиртов, происходящих из Гран и Пти Шампани и выдержанных в дубовых бочках до 35 лет. Глубокий темный янтарный цвет напитка удивит вас игрой желтых отблесков золота. Букет напитка сначала преподнесет вам тонкие ароматы жасмина, портвейна, грецких орехов, древесины дуба с легкими нотками ванили, а затем к этим ароматам добавятся тона нарциссов, сушеных абрикосов, имбиря, шафрана и меда. Во вкусе коньяк отличает совершенная гармония и баланс на фоне исключительной сложности и тонкости. На международной выставке SELECTIONS MONDIALES 1996 этот Коньяк был награжден золотой медалью в своей категории.
Содержание спирта - 40%. Возраст коньячных спиртов - до 35 лет.
Remy Martin Extra. Один из весьма редких Коньяков, при создании которого использованы спирты, происходящие только из аппелласьонов Гран и Пти Шампань, возраст некоторых из которых достигает 50 лет. Изящные графины-декантеры подчеркивают исключительную гамму цветов напитка, которая поражает переливами оттенков красного дерева. Букет напитка сначала преподнесет вам ароматы жасмина, выдержанного портвейна, коробки сигар, карри и шафрана, а затем к ним добавятся нотки нарциссов, сваренных в сахарном сиропе сухофруктов, древесины кедра и мускатного ореха. Во вкусе напиток поражает сложностью, но вместе с тем гармоничностью и какой-то теплотой. Длительность послевкусия (более 20 минут) удивит даже знатоков!
Содержание спирта - 40%. Возраст коньячных спиртов - до 50 лет.
Remy Martin Louis XIII. Вершина творчества мастеров дома Реми Мартэн, созданная исключительно из спиртов Гран Шампани, некоторые из которых были выдержаны в бочках из лимузенского дуба более ста лет. Желто-золотистый цвет напитка поразит вас неяркими красными искорками и легкими оттенками красного дерева. Во вкусе напиток отличается концентрированностью, богатством ароматов при исключительной округлости и сбалансированности. Букет напитка сначала удивит вас ароматами нарциссов, жасминов, очень старого портвейна, коробки сигар, специй и сухофруктов, а затем появятся легкие нотки белых цветов (ирисов, фиалок), ананасов, эвкалипта и сандалового дерева. Среди поклонников этого Коньяка Кристиан Диор, Элтон Джон, Королева Великобритании Елизавета и сэр Уинстон Черчилль, который выбрал его для того, чтобы отметить свою победу на выборах в 1951 году.
Содержание спирта - 40%. Возраст коньячных спиртов - более 100 лет.

Помимо этих коньяков, коньячный дом Реми Мартэн выпускает такие напитки, как VS Special Cru, Superior (для стран Юго-Восточной Азии), Club Special (для Японии), Napoleon Extra Old (возраст спиртов 15-17 лет), L’Age D’Or de Remy Martin (возраст спиртов 45-50 лет), а также Коньяк Trek, созданный специально для молодых любителей приключений.

Франция, полезное

Previous post Next post
Up