Оригинал взят у
agades_ser в
Царскосельский дворец. АнтикамерыОт Большого зала дворца отходит" Золотая анфилада". Легко догадаться почему она так названа.
Мы не можем увидеть каким был Зимний дворец Петербурга во времена Екатерины Великой, но Екатерининский дворец в какой-то степени показывает вкусы и представления о царской роскоши. Золотая анфилада кажется бесконечной, её зазеркалье манит неизведанными красотами. Триста метров залов протянулись во всю длину здания. Выход императрицы к гостям был крайне театрален, она появлялась из бесконечной глубины комнат сияющим видением и постепенно приближалась. Во времена барокко главным видом искусства был театр.
Ближайшими комнатами, которые создал Растрелли, были Антикамеры - три помещения с "дизайном" подобным главному залу, что объединяло их по замыслу в общий ансамбль парадных комнат. Здесь ожидали аудиенции гости. Изначально антикамер ( название пришло из итальянского языка) было пять, две были позже переделаны в Лионский и Арабесковый залы.
Эти залы использовались по-разному: в первой собирались - самые знатные, следом - чинами пониже и так далее. В такой последовательности они и входили в Большой зал. Из записок Е. Р. Дашковой: " Петр I установил немецкий этикет, по которому в торжественные дни и на церемониях приглашенные размещались согласно чинам: жены - по чинам мужей, девицы - по чинам отцов, и потому утром на церемонии коронации мне следовало занять оказались последними, или, лучше сказать, самыми высокими скамейками, место жены полковника"."… в собор допускались лица в звании не ниже полковника, места для их жен вроде подмостков, специально сооруженных для зрителей". Теперь понятно почему "Антикамер", было пять.
Первая Антикамера стала при Екатерине Великой местом, где показывали спектакли.
В этой комнате, в 1765 году, был нарочно построен» маленький театр, в котором в первый раз, 21 апреля того же года, в день своего рождения императрица Екатерина II смотрела, как малолетние придворные певчие исполнили французскую оперу «Летрокэр» .После этого спектакли стали еженедельными до постройки в саду каменного театра. С 1765 года в «Первой антикамере» начались представления французской труппы под руководством актера и музыканта Ж.-П. Рено. Здесь же, 19 августа 1772 г., фрейлинами и придворными кавалерам был в Высочайшем присутствии разыгран«Бригадир», Фонвизина.
Декор антикамер похож: золоченая резьба, паркетные полы, зеркала,мебель, обитая белым штофом. Первую антикамеру украшают огромные изразцовые печи.
За «Первой Антикамерой» находится «Вторая Антикамера», которая иногда называлась «Кавалерской» комнатой. Отделка Второй антикамеры, освещенной с двух сторон четырьмя двойными окнами, не изменилась со времен Елизаветы Петровны. Стены комнаты по-прежнему украшены пилястрами с резными орнаментами, а потолок - великолепным плафоном.
Посередине установлен "сладкий стол", сделанный по мотивам праздников времен барокко."Сахарный партер", создан по эскизам Ф.-Б.Растрелли и рисункам XVII в. Его сделал мастер-кондитер Алдис Бричевс, Латвия в 2009 году, из поролона, сахара, пищевого сусалього золота, стразов Сваровски, пищевых красителей.
Вo времени переезда Екатерины II в ее новые апартаменты, эта комната часто служила для вечерних небольших собраний во время концертов, а иногда в ней давались и «комнатные балы». В 1845 г. в этой зале был устроен театр для «комнатных спектаклей». В начале ХХ века вторая Антикамера предназначалась для занятия спортом младших членов императорской семьи.
Расписные плафоны с небесами визуально раздвигают пространство вверх.
Интерьеры дополняют красивые аксессуары: вазы, часы.
Следующий покой «Третья Антикамера», или «Биллиардная». Тут стоял во времена Императрицы Екатерины II биллиард, на котором она иногда по вечерам играла партию «алягер» (от франц. a la guerre - на войне; игра в бильярд с двумя шарами для двух и более игроков).
Третья антикамера, переоформленная Растрелли, выделялась 16 резными статуями, стоящими на пьедесталах в конце XVIII века.
В 1780-1790 годах архитектор Джакомо Кваренги изменил декор антикамер в соответствии с новым стилем классицизм. Когда по распоряжению Екатерины II перестраивалась вся южная часть дворца, в Третьей антикамере барочные детали отделки уступили место классицистическим, вместо изразцовых печей в ней были установлены 30 позолоченых каннелированных колонн с коринфскими капителями и четыре мраморных камина с зеркалами.
Восхитившись богатством представительских комнат, двинемся вглубь Золотой анфилады в более интимные покои.