Оригинал взят у
vita_colorata в
Фонтенбло. Галерея Франциска Первого.Снимать в Фонтенбло тяжело, внутри царит полумрак, шторы всюду опущены, чтобы не выцветали старинные обивки, гобелены и живопись. Потому не всё выходит так, как хотелось бы.
Это присказка, сказка дальше. Галерея Франциска - место сказочное. Удивительной красоты сочетание резного дерева с живописью итальянских мастеров, легкой позолотой без излишеств, красивые пропорции самой галереи и разбивки на отдельные фрагменты её декора демонстрирует гармонию художественного замысла и чудесный вкус мастеров её создававших. Франциск Первый пригласил мастеров из Италии.
В Фонтенбло работали Приматиччо, Бенвенуто Челлини и Россо Фьорентино ( россо - рыжий в переводе с итальянского, на самом деле его звали Джованни Батиста ди Якопо).
Галерея соединяет королевские покои с церковью тринитариев, её строительство началось в 1528 году. Россо Фьорентино соединил живопись, скульптуру и обшивку деревянными панелями из ореха с позолотой.
Зайдем через причудливые резные двери с головой Медузы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9819/89721587.265/0_d83a5_2a1ff427_XL.jpg)
Галерее не хватает пола как при королях, но остальное завораживает. Галерея длиной 60 метров и шириной 6 метров. Когда-то она была сквозной, как в замке Шенонсо. Затем с северной стороны была пристроена другая галерея и окна были закрыты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9492/89721587.265/0_d83a8_d8b619fa_XL.jpg)
Галерея разделена на 14 отсеков между оконными проемами, в каждом - своя картина. Обрамление скульптурами тоже не повторяется. При внешней похожести деревянных резных панелей в первом ярусе галереи - они тоже не повторяются. Саламандры, которые по поверью не горят в огне, - эмблема Франциска Первого и его заглавная буква F, изображаются в различном обрамлении. Всё это разнообразие соответствует стилю маньеризм, который привезли с собой итальянцы, Тема гротесков, популярная при маньеризме предполагала игру со зрителем, который вроде бы видел одинаковые сюжеты, но потом замечал различия. Симметричные фигуры совсем не симметричны, у них могут быть похожие позы, но головы повернуты по разному и т.д. Несмотря на обилие разных фигур, разной резьбы и живописи, интерьер выглядит цельно и даже стройно, поскольку есть единая архитектурная сетка, в которую вписаны все эти художества.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9816/89721587.265/0_d83b1_eec75865_XL.jpg)
Россо был поклонником творчества Микеланджело, что заметно по обилию контрфорсов -резких поворотов скульптур. Однако его живопись куртуазнее и изящнее, в ней нет микеланджеловской мощи и философии. Надо отметить, что фрески Фьорентино были первым образчиком светской живописи во французском интерьере.
Фрески выполнены на античные сюжеты, интерес ренессансных мастеров к историческому наследию своей земли был теперь привит во Франции. Сюжеты полны аллегорий, в основном прославляющих Франциска, его силу и доблесть, его покровительство изящным искусствам. Слон, покрытый покрывалом с геральдическим рисунком французских королей - флёр де лис - символизирует силу короля.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9094/89721587.265/0_d83b2_505d838b_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9827/89721587.265/0_d83b4_b1ed92fa_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9093/89721587.265/0_d83be_befc58c3_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9816/89721587.265/0_d83ae_68ce3235_XL.jpg)
Центральной картиной была нимфа Фонтенбло, возлежащая рядом с "прекрасным источником", давшим название замку, которую в скульптуре изобразил Бенвенуто Челлини.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9739/89721587.263/0_d8347_b35e1edf_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9827/89721587.263/0_d8346_26ef3f9f_XL.jpg)
Популярным после создания галереи стал мотив плодородия - гирлянды из цветов и фруктов, которые обрамляют картины.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9816/89721587.265/0_d83af_c183f1c3_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9799/89721587.265/0_d83b0_f2d81aec_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9764/89721587.265/0_d83ad_e481126a_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9764/89721587.265/0_d83ac_c5724238_XL.jpg)
Саламандра в огне - символ человека несгибаемого перед трудностями жизни.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9815/89721587.265/0_d83ab_82c96dba_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9827/89721587.265/0_d83b6_3000fd1e_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9485/89721587.265/0_d83b7_624d40c7_XL.jpg)
Дверь, которую мы видели в начале, здесь в сомкнутом виде и можно увидеть как она превращается еще в одну обманку, вводя в заблуждение посетителя, который не знает как её открыть.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9492/89721587.265/0_d83a6_b65789f7_XL.jpg)
Подобные "игрушки" перешли из стиля маньеризма в стиль барокко, любопытно, но в церкви Николы Надеина стоит иконостас, вырезанный по эскизу Федора Волкова 1751 года, который был не только актером и основателем ярославского театра. Врата иконостаса складываются подобным образом, резьба ловко вкладывается так, что шва между створками не видно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9817/89721587.295/0_db996_d8c40019_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9823/89721587.265/0_d83a9_9bbc3235_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9828/89721587.265/0_d83b8_161c0ed0_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9489/89721587.265/0_d83bc_fe4dde50_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9489/89721587.265/0_d83bd_c1c21029_XL.jpg)
В конце галереи установлен скульптурный портрет короля.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9930/89721587.266/0_d83bf_ab1c486c_XL.jpg)
Из галереи можно пройти в покои мадам Ментенон, между ними и галереей находится красивейшая "гауптвахта".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9093/89721587.266/0_d83c0_c033dc7a_XL.jpg)
Комната, в которой изначально дежурила королевская стража, была позднее превращена в столовую. Её стены были расписаны под стиль Ренессанс в 1834-36 годах. Роспись посвящена нескольким французским королям 16-17 столетий: Франциску, Генриху Второму, Генриху Четвертому, Людовику Тринадцатому ) Короли изображены аллегорически в виде античных воинов,с оружием, их монограммами и датами основных военных побед.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9744/89721587.266/0_d83c2_effd85bc_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9824/89721587.266/0_d83c3_18306454_XL.jpg)
Удивительной красоты резной потолок 1570 года, выполненный при Луи Тринадцатом , воспроизводит декор потолка времен короля Луи Филиппа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9755/89721587.266/0_d83c4_b8e4363e_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9824/89721587.266/0_d83c5_598e0a9c_XL.jpg)
Удивительно, при том, что интерьер создавался в течение нескольких столетий, фурнитура в зале уже времен Второй империи, он не кажется разобщенным. Это говорит об умении мастеров вписаться в стиль прошлого, их уважении к мастерам прошлого. Мне кажется, это вообще отличает французское отношение к интерьеру, поскольку и сейчас я часто вижу в натуре и в французских журналах по интерьеру примеры удачного соединения старого и нового в единую концепцию. То, что у нас запросто иногда зашивают гипроком и превращают в хай-тек, там открывают и оставляют в виде каких-нибудь грубоватых деревянных балок или пошарпанных жизнью стен.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9805/89721587.266/0_d83c6_521a20cf_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9059/89721587.266/0_d83c7_b28c99b2_XL.jpg)
Внушительный камин украшен бюстом Генриха Второго работы Мэттью Жако ( 1600 год)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9059/89721587.266/0_d83c8_74b13be_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9821/89721587.266/0_d83c9_37aa5367_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9819/89721587.266/0_d83d0_38af72b5_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9802/89721587.266/0_d83cd_4912bf4_XL.jpg)
Мадам Ментенон была одной из самых известных фавориток в истории Франции, она сумела постепенно оттеснить красоток Луизу де Лавальер и мадам Монтеспан и привязала к себе Людовика Четырнадцатого на тридцать лет, став его тайной морганатической женой после смерти королевы. Объяснить это можно многим : она была красива, неглупа, король советовался с ней по многим вопросам, была долгие годы воспитательницей его детей и, наконец, король мог нагуляться и устать от череды красоток.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9751/89721587.295/0_db994_db9a5992_XL.jpg)
Как бы там ни было, она была одной из временных хозяек замка. А он многих повидал на своем веку.
Продолжение следует...