Снимать в Фонтенбло тяжело, внутри царит полумрак, шторы всюду опущены, чтобы не выцветали старинные обивки, гобелены и живопись. Потому не всё выходит так, как хотелось бы.
Это присказка, сказка дальше. Галерея Франциска - место сказочное. Удивительной красоты сочетание резного дерева с живописью итальянских мастеров, легкой позолотой без излишеств, красивые пропорции самой галереи и разбивки на отдельные фрагменты её декора демонстрирует гармонию художественного замысла и чудесный вкус мастеров её создававших. Франциск Первый пригласил мастеров из Италии.
В Фонтенбло работали Приматиччо, Бенвенуто Челлини и Россо Фьорентино ( россо - рыжий в переводе с итальянского, на самом деле его звали Джованни Батиста ди Якопо).
Галерея соединяет королевские покои с церковью тринитариев, её строительство началось в 1528 году. Россо Фьорентино соединил живопись, скульптуру и обшивку деревянными панелями из ореха с позолотой.
Зайдем через причудливые резные двери с головой Медузы.
Галерее не хватает пола как при королях, но остальное завораживает. Галерея длиной 60 метров и шириной 6 метров. Когда-то она была сквозной, как в замке Шенонсо. Затем с северной стороны была пристроена другая галерея и окна были закрыты.
Галерея разделена на 14 отсеков между оконными проемами, в каждом - своя картина. Обрамление скульптурами тоже не повторяется. При внешней похожести деревянных резных панелей в первом ярусе галереи - они тоже не повторяются. Саламандры, которые по поверью не горят в огне, - эмблема Франциска Первого и его заглавная буква F, изображаются в различном обрамлении. Всё это разнообразие соответствует стилю маньеризм, который привезли с собой итальянцы, Тема гротесков, популярная при маньеризме предполагала игру со зрителем, который вроде бы видел одинаковые сюжеты, но потом замечал различия. Симметричные фигуры совсем не симметричны, у них могут быть похожие позы, но головы повернуты по разному и т.д. Несмотря на обилие разных фигур, разной резьбы и живописи, интерьер выглядит цельно и даже стройно, поскольку есть единая архитектурная сетка, в которую вписаны все эти художества.
Россо был поклонником творчества Микеланджело, что заметно по обилию контрфорсов -резких поворотов скульптур. Однако его живопись куртуазнее и изящнее, в ней нет микеланджеловской мощи и философии. Надо отметить, что фрески Фьорентино были первым образчиком светской живописи во французском интерьере.
Фрески выполнены на античные сюжеты, интерес ренессансных мастеров к историческому наследию своей земли был теперь привит во Франции. Сюжеты полны аллегорий, в основном прославляющих Франциска, его силу и доблесть, его покровительство изящным искусствам. Слон, покрытый покрывалом с геральдическим рисунком французских королей - флёр де лис - символизирует силу короля.
Центральной картиной была нимфа Фонтенбло, возлежащая рядом с "прекрасным источником", давшим название замку, которую в скульптуре изобразил Бенвенуто Челлини.
Популярным после создания галереи стал мотив плодородия - гирлянды из цветов и фруктов, которые обрамляют картины.
Саламандра в огне - символ человека несгибаемого перед трудностями жизни.
Дверь, которую мы видели в начале, здесь в сомкнутом виде и можно увидеть как она превращается еще в одну обманку, вводя в заблуждение посетителя, который не знает как её открыть.
Подобные "игрушки" перешли из стиля маньеризма в стиль барокко, любопытно, но в церкви Николы Надеина стоит иконостас, вырезанный по эскизу Федора Волкова 1751 года, который был не только актером и основателем ярославского театра. Врата иконостаса складываются подобным образом, резьба ловко вкладывается так, что шва между створками не видно.
В конце галереи установлен скульптурный портрет короля.
Из галереи можно пройти в покои мадам Ментенон, между ними и галереей находится красивейшая "гауптвахта".
Комната, в которой изначально дежурила королевская стража, была позднее превращена в столовую. Её стены были расписаны под стиль Ренессанс в 1834-36 годах. Роспись посвящена нескольким французским королям 16-17 столетий: Франциску, Генриху Второму, Генриху Четвертому, Людовику Тринадцатому ) Короли изображены аллегорически в виде античных воинов,с оружием, их монограммами и датами основных военных побед.
Удивительной красоты резной потолок 1570 года, выполненный при Луи Тринадцатом , воспроизводит декор потолка времен короля Луи Филиппа.
Удивительно, при том, что интерьер создавался в течение нескольких столетий, фурнитура в зале уже времен Второй империи, он не кажется разобщенным. Это говорит об умении мастеров вписаться в стиль прошлого, их уважении к мастерам прошлого. Мне кажется, это вообще отличает французское отношение к интерьеру, поскольку и сейчас я часто вижу в натуре и в французских журналах по интерьеру примеры удачного соединения старого и нового в единую концепцию. То, что у нас запросто иногда зашивают гипроком и превращают в хай-тек, там открывают и оставляют в виде каких-нибудь грубоватых деревянных балок или пошарпанных жизнью стен.
Внушительный камин украшен бюстом Генриха Второго работы Мэттью Жако ( 1600 год)
Мадам Ментенон была одной из самых известных фавориток в истории Франции, она сумела постепенно оттеснить красоток Луизу де Лавальер и мадам Монтеспан и привязала к себе Людовика Четырнадцатого на тридцать лет, став его тайной морганатической женой после смерти королевы. Объяснить это можно многим : она была красива, неглупа, король советовался с ней по многим вопросам, была долгие годы воспитательницей его детей и, наконец, король мог нагуляться и устать от череды красоток.
Как бы там ни было, она была одной из временных хозяек замка. А он многих повидал на своем веку.
Продолжение следует...