Все же "китайские образцы" - это не совсем верно, в Китае воспроизводились те же сюжеты с Великого шелкового пути. В сущности своей они все иранские, потому как искусство Согда также зависело от Персии. Многие китайские изображения зверей, например, на погребальных аллеях духов (те же львы, например) имеют происхождение из Центральной Азии, фактически, это все продолжение древних культур Междуречья - Вавилонии, Ассирии.
Их стилистика:) Звериный стиль не является китайским по определению, он изначально переднеазиатский, который кочевые племена (скифы)разнесли по всему миру. Вторая волна заимствований пришла в Китай уже в эпоху Тан, когда увеличился товарообмен с Западом, а Запад для Китая - это прежде всего Сасанидский Иран. Почти все дальневосточные страны заимствовали культурные достижения древнейших центров Передней Азии (и Индия заодно с ними) по простой причине - цивилизации в Междуречье намного древнее китайской и тем более индийской. Движение всегда шло с Запада на Восток, и только уже в н.э. с Востока на Запад (и то не так существенно, как многие думают)
В принципе не спорю, так как подобные симметричные мотивы встречаются еще на цилиндрических печатях. Смущает только то, что шелк китайцы начали производить гораздо раньше персов. Возможно персидская орнаментика была разработана на других видах тканей - льняных или шерстяных - а затем перекочевала на китайский шелк. В таком случае интересно, какими были орнаменты китайских шелковых тканей в более древнее время. :)
ЗЫ. Недавно вышел огромный томина о др.кит.шёлке - "от бизона до Барбизона". Практически энциклопедия (на сегодняшний день). Многое, что там опубликовано, известно и по другим книгам и статьям. Но тут всё собрано воедино и добавлены свежие находки. Я успела на выставке кое-что отфотографировать (на книгу сразу очередь образовалась). Обработаю - повешу.
Дело естественно не в шелке, а в самих образах, их стилистике. А они могли быть и в камне, и в чем угодно. Тут у вас выложены парные львы абсолютно переднеазиатские в китайском разделе
( ... )
Reply
Reply
Звериный стиль не является китайским по определению, он изначально переднеазиатский, который кочевые племена (скифы)разнесли по всему миру.
Вторая волна заимствований пришла в Китай уже в эпоху Тан, когда увеличился товарообмен с Западом, а Запад для Китая - это прежде всего Сасанидский Иран.
Почти все дальневосточные страны заимствовали культурные достижения древнейших центров Передней Азии (и Индия заодно с ними) по простой причине - цивилизации в Междуречье намного древнее китайской и тем более индийской. Движение всегда шло с Запада на Восток, и только уже в н.э. с Востока на Запад (и то не так существенно, как многие думают)
Reply
Reply
Reply
Reply
(jpg, 71 мб). Давно отканировано. :)
Качество не очень, но из-за полиграфии (см.год издания - это почти"самиздат").
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment