А по поводу сольфеджио

Nov 19, 2005 14:33


я всё-таки думаю, что музыка и поэзия слишком разные вещи, чтобы сосуществовать в одном эстетическом пространстве (или в пространстве одной личности). Или ты создаёшь звук из слова, т.е. из семиотики (пусть даже оказывается, что твоя фонетика - служанка серафима) -- или из мёртвой материи, т.е. из ветра, скрипа дверей, плеска волн, etc. Удивляются ( Read more... )

poetica

Leave a comment

Comments 91

agafia November 19 2005, 12:19:43 UTC
в журнале Музыкальная жизнь в одно время прошла серия публикаций на тему "Такой то поэт и музыка" (основной автор там был Я. Платек), и видно, что поэты как раз музыку любят (возьмем того же Пастернака как самый яркий и показательный пример из тех кто там фигурировал - а были еще, точно помню Ахматова и Мандельштам, остальных не помню)

я же люблю и то и другое, но вот вокальные произведения на поэтические слова - действительно не люблю. там убивается собственный звук стиха и он превращается в семантическое сопровождение для музыки
и вообще всю вокальную музыку я слушаю чаще всего именно как музыку пропуская слова

Reply

dimkaguarani November 22 2005, 10:16:12 UTC
Пастернак, помнится, боготворил Скрябина. Безусловно, поэты музыку любят, но странную любовью...

Reply


ormer_fidler November 19 2005, 13:15:25 UTC
Да, "пропуская слова" -- это точно сказано. Для меня это очень сильный довод в пользу того, о чём я говорил.

А с поэтами -- дело тёмное. Кто любит, кто не очень. В конце концов, большинство поэтов, что называется, "культурные люди". Но вот Набоков бабочками увлекался, а Белый -- антропософией. Пастернак -- скорее из того же ряда. Я бы рискнул утверждать, что в общем случае музыка к поэзии имеет отношение не сильно больше, чем антропософия или энтомология.

Reply


un_petit_diable November 19 2005, 19:11:36 UTC
Наверняка дело не только в Гете.
Музыка Шуберта многих оставляет равнодушными (именно среди людей скорее "музыкальных", чем "поэтических").

Reply

petrark November 20 2005, 22:13:50 UTC
Вот не понимаю я их. Я готов понять тех, кого оставляет равнодушными алгебраически выверенные полифонические изыскания Баха, или героические длинноты Вагнера или Брукнера. Но как можно не пленяться мелодикой Шуберта, такой живой, непосредственной, захватывающей своей простой и одновременно глубокой - иногда до трагической суровости - красотой?

Reply

dimkaguarani November 22 2005, 10:17:58 UTC
Вот-вот, даже я, считающий, что весь ХIX век европейской музыки был одним сплошным недоразумением, не могу не воздать должное Шуберту.

Reply

petrark December 8 2005, 18:41:19 UTC
Ох, спасибо, Дим, ты меня успокоил. Значит, не всё ещё потеряно :-)

Reply


Останься пeной, Афродита riftsh November 19 2005, 23:34:40 UTC
Я бы во многом с Вами согласился до Щербакова. А вот его уникальный способ сочетания обоих компонентов заставляет задуматься...

Reply

Re: Останься пeной, Афродита ormer_fidler November 20 2005, 17:55:24 UTC
Да, Щербаков вообще большая загадка. А вы тоже, как Дмитрий Быков, готовы считать его лучшим из современных поэтов?

Reply

Re: Останься пeной, Афродита riftsh November 20 2005, 20:23:12 UTC
Ну, в общем, довольно близко (т.е., серьезных конкурентов за звание в его и следующих поколениях не видно). Я бы сказал последний значительный русский поэт ХХ века. Такое grand closing поэтической эпохи. И, поскольку, следующая эпоха пока, похоже, не наступила, с окончательными рейтингами можно немножко подождать.

Reply

А вас не смущает, ormer_fidler November 20 2005, 20:32:56 UTC
что он, как и другие представители этого жанра, плоховато смотрится на бумаге?

Т.е. есть подозрение, что то, что он пишет, не есть в полном смысле слова стихи (что само по себе не хорошо и не плохо) -- но откуда следует, что его нельзя законным образом сравнивать с Тарковским, Заболоцким, Чинновым и прочими, тоже претендующим на то, чтобы быть у нас последними?

Reply


siapa November 20 2005, 22:43:50 UTC
Зато некоторые слова просто требуют положения на музыку. Вот, например, слово КРОКОДИЛ(А), роль которого в поэзии обсуждается в http://www.livejournal.com/users/mbla/147323.html, конечно, без музыкального сопровождения совершенно бессмысленно.

Reply

Мне больше нравится, ormer_fidler November 21 2005, 20:18:35 UTC
как звучит слово "крокодил" на языке сусу: бамба-кути!

Reply


Leave a comment

Up