Jul 17, 2014 15:13
ПРОЕКТ ЗАКОНА О САМОДОСТАТОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
НА БАЗЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ
ИННОВАЦИОННОЙ И САМОДОСТАТОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Самодостаточность экономики - это не просто термин, это философия категория и одновременно должная политика государства в сложнейшем периоде развития цивилизации, названном глобализацией.
Международное разделение труда и интеграционные процессы в мире, в котором нарушены главные экономические критерии, важнейшими из которых являются прозрачные схемы создания ВВП стран-участниц и адекватная финансовая система с соответствующей методикой соотношения валют, НЕВОЗМОЖНА. Тем более она невозможна в условиях агрессивного хаоса, создаваемого неконтролируемой эмиссией резервной валюты и использования экономических методов для достижения политических целей, шантажа и макро-рейдерства.
Сегодня нельзя построить защищённую экономическую модель, ориентируясь на положительный внешнеэкономический баланс, который неизбежно зависит от состояния внешних, не контролируемых рынков.
Поэтому защищённость внутреннего государственного ранка возможна только в парадигме его самодостаточности.
Для того, чтобы подобная модель стала реальностью, необходимо разработать и принять ЗАКОН о самодостаточной экономике.
Рассмотрим его основные моменты.
1. Первым и главным принципом самодостаточной экономики является её саморегуляция. То есть отсутствие администирирования.
Администрирование экономическими процессами - это в той или иной форме централизованное управление райкомами партии посевных и уборочных компаний с директивной установкой сроков и объёмов, как это было принято при советской власти. Без учета особенностей климата, прогнозов погоды, традиционных методов и навыков работников, и субъективных обстоятельств в хозяйствах.
Никто, кроме непосредственного участника процесса не в состоянии объективно оценить ни технологический процесс, ни средства его реализации.
Тем более это невозможно сделать сколько-нибудь результативно в рамках огромного экономического региона и целого государства.
Это не означает отсутствия государства в управлении экономикой. Это роль сродни той, которую выполняет в оркестре дирижёр по координации оркестрантов, чтобы вместе они рождали не какофонию звуков, но симфонию. Даже если каждый в отдельности профессионально ведёт свою партию.
То есть: если кто-либо из оркестрантов выпадает своей игрой из общей музыкальной темы, палочка тут же его остановит и вернет в общую канву.
Может быть эта аллегория и не совсем уместна здесь, но автор хочет донести до читателя мысль о том, что экономика должна быть регулируемой.
Роль такого дирижёра бесспорно ложится на плечи государства. Идея о саморегуляции рынка, когда оркестр сам собой сыграется и выдаст на гора гармонию звуков, провалилась на примере сегодняшнего мирового экономического и финансового кризиса...
Автор ведёт речь о другой саморегуляции. Об автоматизированой "дирижёрской палочке" государства, которая заменит чиновников и в интерактивном режиме будет контролировать и корректировать экономическую деятельность субъектов хозяйствования.
2. Вторым принципом является принцип оперативности управления.
Рыночная саморегуляция, на которой настаивают либеральные экономисты, и которая на первый взгляд выглядит вполне логичной, слишком академична в свете колоборационисткой и внегосударственной философии бизнеса, у которого есть только один идеал - прибыль. И которому, по большому счёту, наплевать, где, как и какими методами её извлекать. В отличие от государства, как замкнутой экономической системы, интровертно нацеленной на удовлетворение всего комплекса экономических, оборонных и социальных нужд всего населения.
Отдавая должное природному экономическому вектору соответствия спроса и предложения, и его рыночной саморегуляции, но с учетом сказанного выше, автор убежден, что только государство, с его абсолютной заинтересованностью, способно целесообразно и продуктивно регулировать экономические процессы в стране.
И такое управление не имеет право реагировать на нужды рынка неповоротливой баржой выравнивания спроса и предложения. Это должно делаться быстро, оперативно, но достаточно плавно, чтобы "судно", маневрируя не зачерпнуло воду. Так как это делает современная яхта, а не кургузая баржа.
А это значит, что такое управление в современном мире высоких технологий должно осуществляться автоматизированно.
Именно исходя из этого, автор предлагает разработать и внедрить автоматизированную систему дифференцированного налогобложения всех субъектов хозяйствования, которая каждого из них будет рассматривать и анализировать отдельно и принимать решение об изменении в отношении его налоговых базы и ставки, если этого требуют реалии рынка.
3. Третьим принципом является жесткая идеологическая и функциональная привязка друг к другу данной системы и системы государственной статистики.
Статистика в данной логике выполняет роль ушедшего в небытие советского Госплана. Ибо только она знает, сколько в стране жителей, их демографический и гендерный спектр, и сколько и чего этим жителям и всей инфраструктуре необходимо.
Значит: Мы можем указать при мерную схему, так сказать техническое задание для создания Закона о Самодостаточной Экономике:
Статистика говорит автоматизированной системе дифференцированного налогообложения: "У меня есть Х, но этого рынку не хватает и мне надо Х + у" или "У меня есть Х и больше мне не надо: рынок перенасыщен".
И система тут же оперативно реагирует на это: анализирует состояние субъектов хозяйствования данного направления и стимулирует их на производство большего количества товаров/услуг, или, наоборот, изменением налоговых рычагов заставляет производителя сократить производство.
Это же касается и экспортно-импортных направлений.
Таким образом создаётся интерактивный, современный и инновационный механизм оперативного саморегулирования.
Автор намеренно считает интересным, да и важным внести в сухой язык правотворчества несколько публицистических мазков...
Сначала живой пример.
Средней руки бизнес моего друга в Беларуси разрушен. Не смотря на то, что он занимался деревообработкой и металлоконструкциями, стремился стать импортозамещающим производством и мог в перспективе конкурировать продукцией в ближнем зарубежье.
Что ж его загубило? Конкуренция? Криминал? Ни то, ни другое.
Его, во-первых, бесспорно, как и многих других, задавил кризис. Но главный удар нанесла безмозглая, царствующая по всему миру, налоговая система, бьющая по площадям. Ей, системе, все равно, кто ты и что ты, хорош ты и нужен ли рынку с отечественными рыбой, мясом, печатными схемами и теплоустановками, или рубишь и вывозишь за рубеж лес вместо мебели, или просто завозишь в страну ту же мебель, которую можно сделать здесь и не тратить валютные сбережения на то, чего в стране нет, например, нефти и газа или бананов с киви.
Налоговые системы по всему миру вместо снайперских ударов только и делают, что бьют по площадям. Но, вернемся к налогам позже.
Давайте в качестве иллюстративной картинки обратимся к аграрной тематике.
Представьте себе, что проезжая по голландской или немецкой глубинке, вы видите, как на полях, на одной и той же меже растут помидоры, тыквы, салат, огурцы, арбузы и прочая с/х продукция. Удивитесь? Наверное даже остановитесь, и спросите фермера, не сошел ли он с ума, верно? Ну а когда узнаете, что он и урожай снимает одновременно со всех культур, каждое 10 октября, не взирая на погоду и спелость или гниль, то наверняка подумаете, что вы спите и видите кошмарный сон…
В самом деле, какому фермеру в трезвом уме и твердой памяти придет в голову творить такую, прошу прощения, фантасмагорию?
Еще больше уверенности в кашмаре вы получите, узнав, что фермер вместо кур рассадил в курятнике петухов и каждое утро сечет их розгами за то, что они не несутся…
Спросите ведущих мировых агрономов и птицеводов, и каждый скажет, что это невозможный в жизни аграрно-птицеводческий нонсенс и инфантилизм. Ой ли? А автор такой идиотизм наблюдают с рождения! Только не на фермерских грядках, а в абсолютно во всех мировых экономиках.
Получается, сажать брюкву с помидорами одновременно на одной грядке нельзя, удобрять их одинаково и снимать одновременно урожай нельзя, а снимать налоговую стружку со всех субъектов хозяйствования одновременно и одинаково можно! Ну разве это не бесхозяйственный инфантелизм?!
Разве в таких условиях можно иметь нормальную экономику, тем более в период становления и глобального кризиса?!
Что делают некоторые правительства в лихую годину кризисов и рецессий? Иногда устраивают налоговые каникулы, или объявляют в какой-нибудь зоне режим наибольшего благоприятствования, объявляют район особой экономической зоной и т.д., а в лучшем случае делают дифференцированную налоговую шкалу. То есть пытаются, лишь пытаются отсадить с общей грядки какой-нибудь злак или овощ, и тоже не глядя, кто из них уже сгнил, а кого опасно выдергивать из-за слабости, и кто нуждается в бережном отношении и дополнительной подкормке удобрениями…
И, по мнению автора, только автоматизированная аналитическая система способна справиться с задачей индивидуального подхода к каждому субъекту хозяйствования.
Теперь вернёмся к тому, как реализовать такой подход.
Достичь соответствия между статистически необходимыми рынку товарами и услугами, произведенными ЭТИМ рынком и их импортным неизбежным довеском (увы, не растет в России хлебное дерево) можно двумя способами:
а) по-советски, то есть командно-административно с Госпланом, Госснабом и прочим госом, а можно
б) по-новому: взяв в руки великолепную «дирижерскую палочку» самодостаточной экономики - автоматизированную систему дифференцированного налогообложения, когда КАЖДЫЙ субъект хозяйствования попадает под пристальный контроль системы.
Можно спросить: «А разве такое возможно, автоматизировано в любой момент времени столь точно оценивать любое предприятие?»
Отчего же нет?
Любой субъект хозяйствования и так регулярно передает налоговым органам такое количество нужной и ненужной информации, что вооружившись адекватными, профессиональными алгоритмами оценки, учитывающими поквартальное изменение оборота, прибыли, себестоимости продукции и ряда других экономических показателей предприятия, можно также, не реже, чем раз в квартал оценивать его и принимать персональное алгоритмическое решение об установке его текущей на следующий квартал налоговых базе и ставке. Они будут зависеть от:
- к какой группе данный субъект относится (стратегической ли, высоколиквидной ли, импортозамещающей ли и пр.);
- какова его финансовая стабильность;
- на какой стадии становления находится;
- нужна ли ему помощь кредитом из банка Развития;
- начал ли он погашать кредит;
- и т.д.
Теперь приведём схему реализации более подробно, но без схем и алгоритмов (все-таки это NO HOW автора).
1. Общие положения
Вниманию профессионалов предлагается проект создания самодостаточной экономики, первой фазой которой должна стать антикризисная программа. Мы понимаем, насколько это сложная задача, и предлагаем поэтому проект её первого приближения.
1.1. Она представлена в виде алгоритмической программной схемы, которая затем должна быть преобразована в компьютерную программную систему, способную в интерактивном и оперативном режиме давать для Центра Управления этой программой необходимую информацию для принятия «реактивных решений».
1.2. Главной особенностью программы является изменение налоговой политики таким образом, чтобы она стала дифференцированной не только для различных областей производства и услуг, но и для каждого конкретного субъекта хозяйствования Республики в рамках квартального анализа его прибыли и оборота в соответствии со статическим анализом рынка на момент анализа.
Основой анализа является соотношение цены товара/услуги к индексу роста заработной платы. Его изменение в условиях роста или снижения оборота и прибыли в течение квартала и будет являться основанием для увеличения/снижения/оставления без изменения налоговых отчислений, возможных /налоговых каникул и возврата кредитов из Фонда Развития.
1.3. Анализ, по нашей схеме, проводится один раз в квартал, и, как следствие, Центр Управления, созданный в рамках Совета Министров, принимает решение о передаче Совету Министров и Президенту страны рекомендаций на издание постановлений и/или указов по корректировке налоговых баз и ставок для тех предприятий, анализ которых показал такую необходимость.
1.4. Одной из основ программы является создание Фонда/Банка Развития, который в совокупности с Национальным Банком Республики станет источником финансирования высоко ликвидных, социально значимых производств, которые будут основой создания самодостаточной экономики и поддержания положительного внешнеторгового баланса в рамках, необходимых для закупок тех товаров и услуг, которые в силу объективных причин не могут быть произведены внутри страны.
Сначала этот фонд формируется правительством. Из него производится финансирование промышленного высоколиквидного и социально значимого сектора экономики (частного и государственного), затем, в зависимости от итогов поквартального анализа каждого предприятия в отдельности и всей отрасли в целом, увеличиваются или уменьшаются налоговые отчисления в бюджет и кредитные (заёмные) отчисления в Фонд Развития.
Таким образом, вместо рискованного накопления, так называемых, стабфондов, приносящих очень спорные дивиденды в условиях колеблющихся валют, создаётся замкнутая система государственного самофинансирования рыночной экономики, приводящее одновременно:
- к развитию промышленности и, следовательно, к замещению импортных товаров и услуг национальными аналогами;
- к накоплению золотых или иных высоколиквидных запасов, обеспечивающих закупку тех товаров и услуг, которые не могут быть произведены внутри страны, при том, что его «излишки» всегда могут и будут являться источником для перепрофилирования и поддержки тех предприятий, чья продукция в силу объективных причин более не реализуется на внутреннем и внешнем рынке;
1.5. В рамках Совета Министров создаётся специальный Информационный Центр (ИЦ) , в рамках которого и будет функционировать компьютерная программа. В этом Центре должна быть создана база данных отраслей промышленности с файлами-таблицами всех предприятий, в которые должны войти следующие данные по предыдущему и текущему кварталам:
Прибыль, оборот, производительность труда, рентабельность (отношение прибыли к затратам), соотношение отечественных и импортных комплектующих и смежников в выпускаемой продукции, её себестоимость, факт получения кредита из Фона Развития и, если да, то рассчиталось ли оно. Там же должны присутствовать предельные значения прибыли, оборота, сроков выплаты кредита, нарушение которых приводит к изменению налоговой политики по отношению к данному предприятию, а, может быть, и применение к нему определённых санкций, вплоть до проведения процедуры банкротства.
1.6. Аналогичная таблица составляется по отрасли целиком с усреднёнными показателями прибыли, оборота, рентабельности, доли импортных составляющих в производимой продукции, себестоимости, производительности труда.
По результатам анализа, в случае увеличения объёма производства импортозамещающих товаров/услуг, ИЦ рекомендует законодательным органам наложить различные виды таможенных ограничений на импортные аналоги с целью их сокращения на количество увеличенных отечественных товаров/услуг.
2. Особо следует отметить отношение государства к фондовым биржам.
В условиях, когда стало понятно, что мировой экономический кризис вызван спекулятивной биржевой капитализацией мировых корпораций, и, связанным с этим, их спекулятивным кредитованием, значительно превышающим стоимость их основных ликвидных активов, приведшей к их фактическому банкротству, мы считаем необходимым предложить государству ограничить участие акционерных обществ в биржевых торгах.
3. Приложение.
В нем предлагается общая функциональная схема взаимодействия субъектов программы, общая схема анализа предприятия и четыре возможных варианта различных соотношений прибыли и оборота предприятия:
P - прибыль; 0 - оборот.
P < 0 и V 0 и V > 0
P > 0 и V < 0, (где Р и V есть дельта изменения прибыли и оборота за отчетный квартал)
из которых в качестве примера будет рассмотрен только первый вариант.
Конечно, можно было рассматривать и проводить анализ предприятий и отраслей на основе других логических схем, например, на рентабельности. И это можно, да наверное, и нужно сделать для параллельного анализа.
По указанным выше причинам схемы здесь не приводятся.
4. Важнейшей управляющей и функциональной единицей системы является также автоматизированная информационная связь между Статистическим Управлением государства и автоматизированной системой налогообложения. Они фактически становятся единым целым.
Их функциональное взаимодействие основано на постоянной оценке налоговой частью всех и любых изменений в статистической информации, которую несёт в себе база статистических данных, и руководствуется ею в своей логике налоговой политики.
5. Субъекты программы.
Субъектами данной программы являются следующие юридические лица и частные предприниматели:
1. Центр Управления (ЦУ).
Данная структура создаётся в рамках Совета Министров и состоит из специалистов различных направлений, включая финансистов, юристов, налоговиков, экономистов, технологов и др.
Специалисты из ЦУ, имея абсолютный доступ к ИЦ и используя компьютерный анализ предприятий и отраслей, формируют указы и постановления президента и правительства по мобильной (реактивной) модификации их (предприятий) налогового режима, рефинансирования существующих и финансирования вновь создаваемых предприятий высоколиквидного и социального значимых предприятий.
2. Законодательные органы (ЗО).
Это:
- Президент
- Парламент
- Национальный Банк, обеспечивающий кредитование из Фонда.
- Совет Министров, включая
- Государственный Таможенный Комитет (ГТК).
- Министерство по налогам и сборам (МНС).
3. Информационный Центр (ИЦ).
Как уже было указано, эта, чисто информационная структура, призвана собирать, систематизировать и обеспечивать ЦУ всей необходимой для анализа информацией о текущем состоянии предприятий и отраслей.
4. Субъекты хозяйствования, которых мы классифицируем по профильности производимой продукции, спектру торгуемыми товарами и оказываемыми услугами.
Главными из них мы считаем те, коммерческий интерес которых связан с высоколиквидными товарами и услугами, включая социально-значимые, с особым вниманием к тем, которые связаны с импортом и экспортом. Мы считаем это очень важным, так стремление к бесконечно высокому положительному внешнеторговому балансу - есть угроза национальной экономике в условиях экономических и финансовых кризисов.
Примерная схема этих субъектов программы также не представлена.
Затем проводится анализ всех остальных предприятий отрасли, и, если выясняется, что отрасль не справляется с растущим спросом, или отрасли по рассматриваемому спектру товаров/услуг пока не существует, ЦУ рекомендует правительству создать предприятие или условия для его создания из Фонда Развития.
6. Общая схема анализа предприятия.
Система рассматривает схемы более глубокого анализа предприятия в зависимости от различных соотношений роста или уменьшения прибыли и оборота. Всего возможны 4 варианта (Р-прибыль, V-оборот), первый из которых при дельта P<0 (нуль).
То есть рассматривается ситуация, когда прибыль предприятия падает, а оборот растёт (то есть спрос не удовлетворён). Основой анализа является оценка неравенства изменения соотношения цены товара/услуги в течение квартала.
7. Дополнительные условия
Еще раз хочется отметить настоятельнейшую необходимость отказа от участия во внешних спекулятивных биржевых игрищах. Крупные хозяйственные корпорации и холдинги НЕ ДОЛЖНЫ размещать свои IPO на внешних спекулятивных биржевых рынках, ибо, повышая там спекулятивную капитализацию, они подвергаются риску рейдерских захватов при биржевых и часто искусственных обвалах.
Необходимо также разработать строгую методику расчета зависимости денежной массы от общей товарно-услуговой массы страны (её ВВП) с ее конвертацией в другие валюты не по закону единой цены, а в соответствии с формулами Фишера-Пэша, учитывающими ВВП. Это позволит в будущем научно вернуться к неизбежному золотому стандарту финансовой оценки национальной валюты (хотя термин «валюта» здесь юридически неприменим).
Заключение
Такая налоговая система вполне может быть расширена и дополнительными функциями. Ну, например, такой: некий предприниматель собирается открыть новый и/или перепрофилировать старый бизнес. Ему вполне может потребоваться кредит в банке и информация о налогах на данный вид деятельности.
В этом случае, он обращается к соответствующему web-источнику и в реальном масштабе времени узнает определяемые статистической рыночной актуальностью и Совмином текущую и динамически определяемую для такой отрасли налоговую базу и процент кредитования из Банка Развития. И такая информация НА СТАДИИ бизнес-плана, заранее или отпугивает предпринимателя, охраняя его от проблем, или, наоборот, стимулирует его к вхождению на рынок и заполнению его необходимыми товарами или услугами.
Положительной особенностью данной программы является её абсолютная инвариантность и применимость практически к любой экономике.
На основании изложенного автор считает необходимы разработку и принятие государственного закона "О создании и внедрении экономических рычагов самодостаточной экономики", основными звеньями которого станут предложенный в этом докладе положения.
Александр Орловский