May 31, 2012 00:00
Жертвоприношение изначально рассматривалось как некая основа, на чем держится жизнь. Прекратится жертвоприношение - прекратится жизнь.
Боги в мифические времена расчленили Пурушу, и с тех пор ведический обряд постоянно повторял эту мистерию во имя новой жизни. Жертвоприношение было ритуалом с принесением в жертву, например, коня. Цель жертвоприношения - поддержать миропорядок и получить поддержку богов.
Это условный Иерусалим, торжество обряда.
В упанишадах жертвоприношением становится уже речь, разум и дыхание человека.
"Поистине, речь - хотар жертвы. Эта речь - то же, что и огонь; этот [огонь] - хотар, это - освобождение, это - полное освобождение." Брихадараньяка упанишад, Яджнявалкья, 3.1.3
"Поистине, дыхание - удгатар жертвы. Это дыхание - то же, что и ветер; этот [ветер] - удгатар, это - освобождение, это - полное освобождение." Брихадараньяка упанишад, Яджнявалкья, 3.1.5
"Поистине, разум - брахман жертвы. Этот разум - то же, что и луна; эта [луна] - брахман, это - освобождение, это - полное освобождение". Брихадараньяка упанишад, Яджнявалкья, 3.1.6
Цель речи (мысли) и дыхания - освобождение. Мир поддерживать уже не нужно.
Это условные Афины, торжество философии.
Позже Куларнава-тантра еще более расширяет понимание жертвоприношения (оно уже не столько жертвоприношение, сколько поклонение):
"Всякая деятельность со стороны того, кто пребывает в состоянии единственного Я, есть поклонение."
"Где бы ни прошел слон, там и [новая] тропа. Вот так же, о владычица Кулы, где бы не пошел кула-йогин, там и путь [освобождения]."
Таким образом провозглашается, что нет ничего кроме поклонения. Что бы ни делал йогин (а в упанишадах это был мудрец, в Ведах это хотар), - если только он делает это не для своего частного Эго, - все это является практикой поклонения. Цель - только осознать единственное Я, т.е. Атман, отличить его от ложного "я", т.е. Эго.
Это условный Бенарес, торжество личного опыта.
индийская философия,
Иерусалим против Бенареса,
индуизм