Оригинал взят у
az_pantarei в
ГЕрМЕНЕВТИКА,? ПОНИМАНИЕ БУДДИЗМА 7окт-10.11.12
и «герменевтика». (фрагмент)
1. Есть ли необходимость использовать слово «герменевтика» в применении к буддизму? Термин «герменевтика»
[1] имеет длительную историю на Западе, стал неоднозначен, сам требует разъяснений
[2] и потому, скорее, мешает непосредственному подходу. Вполне можно просто говорить о понимании
[3] буддизма и , в частности, о понимании его текстов.
Методы постижения и реализация буддизма (и его проповедования) изложены уже в самом буддизме. Это прежде всего путь осуществления Дхармы в собственной жизни. Теоретическое знание, понимание текстов буддизма - это один из аспектов его осушествления. Высшая реальность (скр. парама-артха) не может быть «понята», «познана» в обычном смысле этих слов. Она может быть лишь непосредственно пережита. Познание предполагает, что существует познающий и познаваемое, объект познания. Но когда сам познающий становится объектом познания, когда нет разделения на субъект и объект, то речь может идти о переживании, опыте, испытывании (скр. анубхава, experience) высших состояний и об описании их пост фактум.
Следует сказать несколько слов об этапах восприятия Западом «восточной духовности». Таких этапов, если не считать «нулевого», когда вообще еще не было Востока и Запада - пять. (1) Античность (Древняя Греция и Рим). Здесь преобладало соединение малознания и фантазии. (2) Христианизация: восприятие индийских учений «сквозь призму» христианского мировосприятия. (3) Философизация, истолкование с позиций западной философии (понимание Востока Гегелем, «кантианство» Щербатского…). (4) Психологизация, сциентизм и псевдосциентизм (академическое востоковедение, теософия, рерихианство, психоанализ и т.д.). (5) Современный этап (прямой контакт с Востоком, с гуру и ламами), наиболее способствующий адекватному восприятию восточных систем.
Все эти этапы восприятия Востока существуют сейчас одновременно, превратившись в формы восприятия. (Незнание, фантазии и т.д. - не исчезли, а некоторые фантазии даже разрослись - благодаря медиа, интернету и свободной издательской деятельности). Эти формы представляют собой один из важнейших контекстов понимания буддизма. Современный исследователь или даже последователь Дхармы, иногда незаметно для себя, а иногда и сознательно, может, хотя бы отчасти, быть христианином, гегельянцем и т.д. Кроме того, объективность понимания может пострадать также из-за того, что по непонятным причинам используются устаревшие подходы самой буддологии (так, Шохин толкует о «пессимизме» буддизма, коей легенде уже сто лет).
2. Итак, здесь речь идет о понимании буддизма (и подобных религиозно-философских систем). Для правильного понимания любого явления необходимы: 1. Знания о предмете, объекте познания (источники, тексты, факты, реалии, собственный опыт = устранение незнания); 2. правильное мышление (логика) и отсутствие отрицательных когнитивных факторов (предрассудков, предубеждений), т.е. объективность; 3. отсутствие отрицательных иррациональных факторов (пристрастий, антипатий), т.е. беспристрастность. (К сожалению, предубеждения и антипатии обычно не осознаются их носителями).
Вначале существует незнание. Затем мы узнаём о чем-то, например, слышим его название (= слово). Но не знаем, что это слово означает (= смысл, понятие). Мы приобретаем какие-то сведения о нем, скажем, находим его определение в словаре. Но это определение непонятно или не совсем понятно, если в определении встречается незнакомый термин. Выясняем значение термина и определение становится понятным.
Термин или смысл чьих-либо непонятных действий может также объяснить знающий человек.
Из этих элементарных примеров мы видим, что непонимание и его преодоление - это элемент познания. Мы не понимаем чего-то, когда не знаем значения слов и когда не хватает знания реалий.
Для правильного познания и понимания чего-либо необходимы, по крайней мере, две вещи: знание достаточного количества фактов и осмысление их (логическая обработка, размышление). Необходимы, короче говоря, факты и логика. Факты, получаемые посредством восприятия фиксируются памятью (в памяти) и затем становятся объектом мышления. Если фактов слишком мало, то правильное знание и понимание не достигается, даже если наше мышление безупречно. (Встретив двух рыжих французов англичанин записал: все французы рыжие). Но возможны обилие фактов и в то же время «кривая логика» или пристрастный ум, односторонне толкующий факты.
Под фактами понимают разные вещи. В случае религиозно-философской системы, это, например, связанные с ней тексты (как часть системы).
В общем, говорить о понимании следует в контексте познания, теории познания. Но не только. Когда говорится о религиозно-философских системах, то речь идет о высшей реальности, а она, как известно, недоступна для чувственного восприятия и мышления (см. выше - п.1).
[1] В широком смысле герменевтика - учение о понимании вообще, а в узком - система приемов интерпретации-и-понимания текстов. Существует также вид философии с таким именем.
[2] Очерк истории западной герменевтики дан, например, в предисловии переводчика к книге: Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб., 2004. (Сс. 5-40). «Герменевтика как теория и практика толкования текста возникла в глубокой древности» (как на Западе, так и на Востоке - например, толкование текстов Ригведы). Первые упоминания о герменевтике встречаются у Платона. Развитием античной герменевтики стал трактат Аристотеля «Об истолковании». Самостоятельное значение герменевтика приобретает у стоиков ( в учении о логосе и при толковании мифов). Далее можно назвать такие имена: Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген; Бл. Августин (354-430, трактат «О христианском учении», для истинного истолкования важна нравственная подготовленность и одухотворенность самого толкователя; его герменевтическое учение связано с понятием знака и его истолкованием; смысл темных мест Писания следует толковать с помощью мест более ясных, этот принцип назвали методом параллельных мест); М.Лютер (и его последователи) был сторонником буквального истолкования Писания (и без посредства Церкви и Предания: каждый христипанин, воспринимающий текст с верой, правильно понимает его духовный смысл); Следует упомянуть также Спинозу, первого критического исследователя Библии. Большинство учебников по герменевтике 17-18 вв. ограничивают ее набором правил. В 19-20 вв. герменевтика связана с именами Дильтея, Хайдеггера, Гадамера, Рикёра и др.
[3] См. прилагаемую статью «Понимание».