Нейрореалистичные психопаты в аниме и манге(манхве). Часть 6. Акаги Шигеру, легенда маджонга.

Jun 16, 2019 17:28

Пятая манга(экранизированная также в виде одного сериала, двух полнометражных фильмов и одного анимационного сериала), герой которой проявляет качества нейреалистически правдоподобного высокосоциализированного психопата в определении Клекли - Акаги, легенда маджонга.

Действие разворчивается в послевоенной Японии, которая только-только экономически поднимается с колен.
Автор оригинальной манги выбирает местом дейсвия не "благополучное" общество, а теневой мир, мир тех, кто в общество вписался "боком".

Нанго, рассказчик, имел глупость задолжать деньги мафии, и немалые - три миллиона йен, что нехилая сумма по тем временам . Попыавшись отыграть у преступников свои деньги в японский риичи-маджонг - игру на две пары из четырех человек, по механике близкую к покеру, где игроки , используя вероятности, блеф и комбинируя возможные сочетания тайлов, выигрыают по очкам он положился на удачу и проиграл всё.
На грани отчаяния, герой ставит на кон свою жизнь - и мафиози принимают последний вызов.
Игра продолжается, но отыграться не получается - Нанго чувствует, что у него всё нутро сжимает предощущение близкой бессмысленной гибели и с каждым раундом-розыгрышем теряет волю к победе.

Мысленно он умоляет, чтобы хоть кто-то - кто угодно, да хоть сам Сатана! - спас его от неминуемой позорной смерти.

В маджонг-гостиную открывается дверь, и в комнату входит промокший насквозь и весь в песке парень.
Присутствующие хотят отправить его подальше, но, повинуясь предчувствию(и стараясь хоть как-то растянуть последние мгновения жизни), Нанго вступается за парня, представив его как своего знакомого, хотя видит его первый раз в жизни.

Он узнает, что пацану всего 13 лет, хотя выглядит тот куда суровее и старше - жеребёнок рослый, хмурый, потрёпанный жизнью и по внешности смахивает на 18-20 летнего парня.
Акаги сразу говорит Нанго, что тот потерял свой дух и играет против самого себя. Жизнь его покинула.
Нанго же, взглянув на Акаги, чувствует в нём ту же близость смерти, что и в себе самом, но иной настрой.
Нанго предлагает Акаги сыграть вместо него - вдруг его воля к жизни и удача спасут его . Акаги соглашается, хотя видит маджонг первый раз в жизни и не знает всех правил.

Нанго, нервничая, наблюдает за первыми раундами. И замечает неладное - вместо наиболее очевидных выигрышных комбинаций, парень зачем-то собирает более дешевый по очкам расклад тайлов.
Он уже начинает жалеть о безумном решении довериться удаче новичка, как снова раздается стук в дверь, и то оказываются полицейские.
Полиция пришла по делу разборке двух хулиганских банд.
Две банды устроили игру, посадив двух участников за руль машин, мчащихся к обрыву.
Кто первый затормозит - тот считается проигравшим.
Первый участник доставлен в больницу в критическом состоянии, второго не нашли и считают выжившим.

Пока внимание присутствующих приковано к полиции, Акаги оборачивается к Нанго и просит его об одолжении: полиция не уйдет, потому как послана по наводке по его душу, поэтому Акаги нужно, чтобы Нанго договорился с ним об одинаковой версии событий, создав ему алиби.
Нанго возмущается, с какой стати ему идти на обман полиции?
Акаги в ответ демонтрирет готовую руку с выигрышной комбинацией: пока внимание присуствующих было приковано к двери, человек, который, по идее ,должен был больше всех переживать о том, чтобы не попастся полиции, смухлевал, незаметно подменив тайлы.
Акаги знал заранее, что полиция придет, что внимание игроков будет отвлечено и именно поэтому отказался от "дорогой", но более сложной в подмене комбинации. Заодно он "посадил" обреченного Нанго на сделку в свою пользу. Многоходовочка.
Нанго потрясён "нечеловеческим" хладнокровием, хитростью и предусмотрительностью Акаги.
Тем более, что если история о поединке над обрывом - правда, то это далеко не обычный школьник...
Присутствие полиции защищает мухлюющего Акаги от немедленной жестокой расправы(что он тоже спланировал), но якудза предупреждают его, что в следующий раз отрежут ему пальцы, если снова поймают на подобных трюках.

Акаги в дальнейшем уже играет честно, но его стиль игры наблюдающим за ним следователю и Нанго кажется иррациональным и рискованным.
Вскоре, однако, зритель понимает, что Акаги Шигеру не играет против "расклада", но всегда - против представлений и привычек конкретного человека, обманывая ожидания которого, он и оказывается в выигрыше.
Ни боль, ни страх не имеют над ним власти - более того, мы не видим в нём и борьбы с чувствами.

На какое-то время рассказчик теряет Акаги из виду, но затем встречает его снова, уже взросым, работающим на заводе игрушек.
Это повергает Нанго в изумление - человек с таким талантом легко бы мог заработать огромные деньги только играми и не знать ни в чем нужды.
Но Акаги легко отказался от этого и предпочел честный заработок.

На протяжении повествования, Акаги и Нанго всё глубже запутываюся в клубок "теневого" мира, пока в конечном счёте Акаги не встречает "корень" всего системного зла - мультимиллиардера Вашидзу, гениального игрока в мажонг и садиста во всех смыслах слова.
Вашидзу, как и Акаги, играет на нервах, но в отличие от Акаги, наслаждается ужасом своих жертв.
Играть предпочитает не на деньги, не на очки и не на интерес - а на кровь противников.
Метафора становится буквальной - ту мы имеем лишенного страха пролетария-гения против садиста-капиталиста, тоже гения, и игра идет по диалектике "Господина и раба" в чистом виде.

Система, лишенная реального рычага сдерживания человеческой жадности, породила - долгим отбором, ценой крови тысяч невинных - того, кто имеет волю ей противостоять, обладает высоким интеллектом и стратегическим мышлением и неподвластен страху.
Поэтому, на этот раз, на высокий риск вопреки рабскому габитусу идёт именно "раб", пролетарий.

Замысел автора прекрасен, и образ Акаги любопытно раскрыт.

Прежде всего, мотивационная схема у Акаги почти "непроглядна" - он скрытен, немногосовен, не испытывает потребности делиться переживаниями со случайными людьми.
В отличие от Токучи Тоа, который просто "читал" противника(способ оставался за кадром), Акаги "читает" действия внутри самой игры, меньше полагаясь на тело и лицо.
Другая отличительная черта - Токучи Тоа азартен, испытывает страсть к сложным задачам, Акаги же достаточно быстро охладевает к происходящему, кроме тех случаев, когда на кону его жизнь.

Оба похожи хладнокровием, но Акаги интуитивнее, менее понятен для зрителя.
Если Токучи Тоа подвержен главной муке психопатов - скуке, то Акаги, по-видимому, даже на своей монотонной работе не страдает и от неё.

У него нет и экзистенциальной потребности в смысле.
Смыслы социума, преломленные в игровом взаимодействии, воспринимаются специфически.

Акаги:
- Игра на деньги - чушь. Давай сыграем на твою руку. Если я выиграю - ты отрубишь руку, если ты - то я её себе отрублю.
Игрок-обыватель ,в ужасе:
- Но какой тогда смысл играть!?
Акаги:
- Но в этом -то и смысл и существо азартных игр - это бессмысленная смерть.

Здесь Акаги не гоняется за смертью или болью, не ищет адреналина или смысла.
Но в то же время, демонстрирует сопернику - снова и снова, настойчиво - состояние проигрыша, состояние, близкое к краху всех надежд и жизненных планов.
Снова и снова, развязыватся узлы и разрушаются связи, и в центре этого процесса - он.

Истолкование мотивации Акаги было бы проще, дай нам автор больше подсказок.
Но так остается загадка:)
Непостижимо тонкий умысел, цель которого лежит там, куда мы не можем заглянуть.
Лишь демоны и Будды - две крайности, между которыми,согласно пословице, "тонкий волосок" - могут ясно увидеть целеполагание Акаги.

Заслуженное второе место для Акаги Шигеру, человека без нервов, Люцифера маджонга, безжалостного палача палачей.

психика, чувства, психиатрия, аниме, социум, искусство

Previous post Next post
Up