Образ отцовской любви в массовой культуре-2. Гневный аспект. "Моцарт- рок опера"

Dec 08, 2018 09:30

image Click to view


Нужное место на 33.00.

Отцовская любовь появляется в двух аспектах, необходимых и значимых для благополучия и развития своих (не)путевых потомков.

Первый аспект - нежная, прощающая, милосердная любовь-самоотдавание, самовложение в абсолютное будущее. Любовь "безусловная" - в том смысле, что её единственным усовием является адресат как таковой. Это любовь формирует уверенность в себе и в будущем, определает базовую опору в жизни.
Это любовь отца дона Хуана к свему сыну. Ничто не говорит о том, что сын - уже более, чем взрослый - когда-либо исправится , что он может обрести человеческое сердце, что он научится любить сам. И отец не может в это верить. Но сила его любви поднимает его выше веры и неверя, выше досады и разочарования, выше, до "глупого" , на первый взгляд, принятия и прощения будущего, которое они разделят.
Отец не верит в чудо, он и не одобряет действий сына(и не смиряется с ними, в духе - "а, твори, что хочешь, я умываю руки, одобряю полностью"), но он все равно отдает себя реальности - в (не)возможности зла. Он всё равно от него НЕ отказывается.
И чудо потом ведь происходит. Дон Жуан обретает любовь и преображается, но прежний груз зла все равно возвращается к нему - уже совсем иному, пеобразившемуся человеку.

Это, конечно, сказка - в жизни , если речь врожденной 40-балльной психопатии, влияние даже самых любящих людей остаётся минимальным. Это патология мозга, более страшная, чем ДЦП.

В любви, помимо абсолютного аспекта, есть и второ, не менее, но и более необзодимый - любовь безжалостная, любовь смелая, любовь дисциплинируюшая, любовь-гнев, любовь-строгость, - любовь условная, ставящая другого в зависимость от аттрибутики.
Та "тигриная" любовь, о которой писала Эми Чуа, сожалея о том, что в США родители не верят в своих детей и делают из них глупых сопляков, уверенны в себе,но неспособных учиться на ошибках.
Это действительно так - условная любоь родителя к ребенку связана с непримиримой, не идущей ни на какие компромиссы огненной верой в то, что ребенок может в своем развитии достичь требуемых эмоциональных, этических, логических, речевых, физических, мелкомоторных, сенсорных, гигиенических, образно-художественных, социальных, гражданских, правовых и духовных норм и уровней развития.

Но и она может быть здоровой и нездоровой. Как раз карикатурный, абсурдно доведённый до садистической тирании и откровенного бездушного уродливого пренебрежения другим аспект условной любви показан в фильме "Временные трудности". Главный герой в конце не столько "приходит к успеху", сколько доходит в отрицании проблемы до отрицания милосердия и сострадания.

А здоровый аспект такой любви описал святитель Николай Сербский

Старайся делать для людей то, за что они прежде будут поносить тебя, а уже потом восхвалять; и никогда не делай ничего для того, за что тебя восхвалят, но в конце концов проклянут.

Нерон поначалу восхвалял свою мать, ведущую его по пути порока, а когда порок привел его в пропасть, он ее проклял.

Ребенок будет радоваться и благодарить тебя, если ты подтолкнешь его санки с горы, но, разбившись, станет проклинать тебя, как виновника своей беды.

Грешники будут осыпать тебя похвалами, когда ты будешь оправдывать их грехи, но лучше не приближаться тебе к их смертному одру…

Любовь во втором аспекте - это огонь, лишенный страха и дурно направленной алости. Родитель делает мужественный выбор между двумя родами боли: между болью от непонимания ребенком того,что родитель отвел от него - силой! наказанием! - неисправимое зло - и болью от того, что, дав свершится злу, он обрек себя на проклятие ребенка.
Ребенку недостает воли сопротивления искушению, соблазну, он капризен и недальновиден - поэтому родитель бескомпромиссно, не спрашивая разрешения(слабая воля и незрелый ещё ум не могут его дать) - сообщает ему собственную волю.

Этот гневный аспект любви - но в здоровом варианте - раскрыт в мюзикле "Моцарт", где отец Моцарта в письме отчитывает своего непутевого распущенного (но, к счастью, не жестокого по натуре )сына, по наивности поверившего негодяям и манипуляторам и оказавшегося под влиянием их амбициозной дочери.

Он в гневе и досаде, не скрывает этого, он больше"не может молчать" и требует от сына принять его защиту.
Он смотрит при этом не только на горе своей семьи, но понимает себя и Моцарта до сознания общего горя в цепи поколений - порочный круг повторения ошибок ребенок должен разорвать, иначе не будет того движения вперед, в которое верил и отец Моцарта(инноватор по духу), и сам Моцарт.
Отец вправляет сыну мозги на место - но мы видим ясно и гнев, и любовь одновременно.

Все ошибки, надежды, мечты, сожаленья, всё зачем
Отрицаешь ты все неудачи
Иллюзий сладкий плен
Разве хочешь убить все надежды
Моих прошедших лет
И завтра спросишь ты: «зачем
Я шел на зов ловушки призрачных огней?»
Но страданья и страхи, и боль - это всё лишь от любви
И как ночь одиноко
Пройдут удовольствия твои
Хочу тебе я дать урок, смолчать не смог

Покуда вертится Земля,
Ошибок груз он людям дан не зря
Срываем мы запретный плод
Заложники ошибок прошлых дней
Пока танцует змей.

Повзрослей, поумней и найди лишь ты путь свой поскорей
Этот путь будет труден, тернист -
Только там зажжется свет
Пока дарил тебя Господь
Моя ты плоть

Покуда вертится Земля,
Ошибок груз он людям дан не зря
Срываем мы запретный плод
Заложники ошибок прошлых дней
Пока танцует змей.

Покуда вертится Земля,
Ошибок груз он людям дан не зря
Срываем мы запретный плод
Заложники ошибок прошлых дней
Земля всё вертится и мы
Разрушить эту цепь должны
Понять отцов своих.

философия, этика, воля, любовь, добро, семья

Previous post Next post
Up