Берроуз и его мифопоэтические рефлексы. "Города Красной Ночи"

Jun 30, 2015 15:07

"
Эта книга посвящается Древним:

Богу Отвращения, Хумбабе, чье лицо - масса гниющих потрохов, чье дыхание - зловоние испражнений и благоухание смерти, Темному Ангелу всего, что выделяется и гниет, Богу Разложения, Богу Будущего, что едет верхом на шепчущем южном ветре,

Пазузу, Богу Лихорадок и Чумы, Темному Ангелу Четырех Ветров с гнилыми детородными органами, усеянными острыми зубами, сквозь которые он завывает над разрушенными городами,

Кутулу, Спящему Змею, которого нельзя призвать,

Аххару, что сосет кровь мужчин с тех пор, как они хотят стать мужчинами,

Лалуссу, что обитает в человеческих жилищах,

Джелалу и Лилит, что проникают в людские постели и чьи дети родятся в потаенных местах,

Адду, поднимающему бури, которые могут наполнить сиянием ночное небо,

Малаху, Богу Бесстрашия и Отваги,

Захгуриму, чье число двадцать три и кто убивает извращенными способами,

Захриму, воину среди воинов,

Ицамне, Духу Ранних Туманов и Ливней,

Икс Челу, Паутине-Что-Ловит-Утреннюю-Росу,

Зухуй Каку, Девственному Огню,

Ах Дзизу, Властелину Холода,

Как У Пакату, что трудится в пламени,

Икс Таб, Богине Веревок и Ловушек, покровительнице висельников-самоубийц,

Шмууну, Молчаливому Существу, брату-близнецу Икс Таб,

Ксолотлю Бесформенному, Богу Перерождений,

Агучи, Властелину Эякуляций,

Осирису и Амону в фаллических формах,

Хекс Чун Чану, Опасной Твари,

Аг Пуку Разрушителю, Великому Старцу и Звездному Зверю,

Пану, Богу Паники,

бесчисленным и безымянным богам исчезновения и пустоты,

Хассану-и-Саббаху, Повелителю Ассассинов.

Всем писателям, и художникам, и практикующим магию, через которых являются эти духи -
НИЧТО НЕ ИСТИННО/ВСЁ ДОЗВОЛЕНО

(с. Берроуз, Вступление к книге "Города Красной Ночи")
____________________________________________________________________________________________
Орфокомментарий:
(пахнет кроулианско-телемитским пафосом. надо копнуть биографию берроуза на предмет соответствующих влияний, как минимум, литературных.
Вообще, если имеются - хотя бы на английском языке - академические издания книг Берроуза, их было бы интересно добыть и почитать.)

Только не "Ксолотль", тут редактура напортачила.
На самом деле, конечно, Xolotl.



Шолотль.
Солнце Полуночи. Зверь-двойник Кецалькоатля.
Покровитель Близнецов, Уродств, Болезней, Неудач, Смерти, Огня и Молнии.
Громовой Пёс. Солнечный Страж.
Тот, чьи ступни развёрнуты назад.
Покровитель Девяти Посмертных Залов Жертвоприношения.
Оборотная сторона Вечерней Звезды.
Тот, Кто Вернул Кости Человека Из Мира Мёртвых и восстановил Род Человеческий.
Творец Людей. Владыка Закатного Солнца.
Его движение вослед Солнцу породило игру в мяч- "уламалицтли" - древний ацтекский прообраз современного футбола.

Шолотль не столько бесформенный, сколько полиморфный.

По легенде, при "запуске" пересотворения мира эпохи Пятого Солнца, потребовалось принести в жертву богов.
Гордый, нахальный красавец Тексистекатль вызвался первым, решив стать новым Солнцем.
Но нужно было принести в жертву двоих, чтобы обе половины мира - тьма и свет, солнце и луна - появились на свет.

Боги посовещались и решили сделать вторым тихого, неприметного, неуклюжего Нанаувацина, покрытого струпьями. Нанауацин согласился.

Тексистекатль четыре раза пробовал прыгнуть в огонь,но несмотря на свой гонор,не смог - нестерпимый жар напугал его до дрожи.
Скромный и тихий Нанауацин же взошел на костер смело - и стал Солнцем.

Тексистекатль прыгнул за ним, и стал Луной. Луна сияла так же ярко,как и Солнце, но за свою трусость Текситекатль получил от одного из богов, раздраженного его поступком, кроликом по мордасам и с тех пор Месяц бледнее Солнца, и на нём тень, как будто по морде Месяцу вмазали кроликом.

Однако, мир нужно было привести в движение. Пятое Солнце не двигалось.
Чтобы привести в мир движение, недоставало силы.
И Боги поняли: придется принести себя в жертву всем.
Может быть, лишь тогда мир обретёт достаточно силы, чтобы жить.
Боги вызывались по очереди.

Эекатль, Бог Ветра, стал палачом всех богов и ответственным за успех процесса.

Пока другие боги горели на кострах, горше всех рыдал по ним Шолотль.
Все глаза выплакал он - оттого-то его часто и изображают в виде карлика с пустыми глазницами.

Но когда очередь дошла до самого Шолотля, он струсил.
С какого перепугу создавать тварный мир, поделенный на неразрешимые противоположности, да ещё и жертвуя своей шкурой, да ещё и ценой жизни Богов, ценой жизни всего прежнего мира?
Шолотль не пожелал бы себе такой горькой судьбы.
Шолотль обернулся собакой и помчался, надеясь скрыться от всеведущего взора Ветра-Эекатля.
Но Солнце, Луна и Ветер везде находили его.

Страшась смерти и стремясь избежать принесения себя в жертву, он обернулся раздвоенным маисом - Шолотлем - но Эекатль, Господь Ветра, узнал его.

Затем он обернулся раздвоенным кактусом агавы, Мешолотлем - но и на этот раз Эекатль его обнаружил.

Затем он обернулся аксолотлем и нырнул в воду - и очень долго там прятался.
От него и произошли все аксолотли.

Но в конце концов Эекатль нашел его и там.
Говорят, в облике аксолотля Эекатль и сварил его в котелке.

И Солнце двинулось по небу, и пришла вселенная в движение
Аксолотлей с тех пор ацтеки ели и считали деликатесом - самой плотью Шолотля.



Мультик, рассказывающий эту легенду:

image Click to view

психология, книги, религия, мифы, искусство

Previous post Next post
Up