Инновации в социальной среде высших позвоночных

Nov 16, 2013 22:08

http://polit.ru/article/2013/10/24/anons_reznikova/
21 ноября 2013 г. (четверг) в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» выступит Жанна Ильинична Резникова - доктор биологических наук, профессор, зав. Лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН; зав.кафедрой сравнительной психологии Новосибирского государственного университета.

Тема лекции: «Есть ли у животных культура? Гипотеза распределенного социального обучения».

Каково это - быть инноватором, если ты - шимпанзе, дельфин или синица? Как появляются и закрепляются устойчивые традиции в сообществах животных? Являются ли лохматые и пернатые изготовители орудий носителями культуры? Среди многочисленных исследователей социального обучения животных в мировом сообществе кипят такие противоречия, что невольно вспоминается ставшая знаменитой фраза из пьесы Йоста «Когда я слышу слово „культура“… я снимаю с предохранителя свой браунинг!». Есть увлекательные свидетельства того, как шимпанзе и новокаледонские вороны усваивают навыки производства орудий труда в семейных коллективах. Но вот вороненок, одиноко выращенный в лаборатории, ловко достает личинку насекомого с помощью крючка, изготовленного им из растительного материала.

Несмотря на возрастающее число публикаций, посвященных социальному обучению у животных, до сих пор неясно, какие факторы способствуют, а какие препятствуют распространению новых форм поведения. Эксперименты с муравьями привели нас к гипотезе распределенного социального обучения.
Неужели генетическая предрасположенность - лучший «учитель»?
В лекции обсуждаются возможные механизмы становления «культуры» у животных.

суть, биология, ум, форма, жизнь, сознание

Previous post Next post
Up