Как унас с легкой руки Пелевина появилось поколение П, так в Америке было поколение Beat.
Это не битники, а разбитые - «This is а Beаt Generаtion».
Начиналось все в кампусе Колумбийского университета. Весной 1944 года там сошлись студент Аллен Гинсберг, бывший студент Джек Керуак и Уильям Берроуз, он был на 10 с лишним лет старше остальных, но вряд ли взрослее. Компания была литературной и интеллектуальной.
Они были разбиты изначально потому, что отстаивали права «естественного человека» и прославляли его «органичную святость» в противовес ценностям нормальных американцев, squares, обывателей, пораженных конформизмом и консьюмеризмом.
Можно смело сказать, что эти ребята выступили против Великого Хамстера - мещанства, общества потребления и рабского усреднения каждого человека до серости.
Однако Керуаку хотелось привнести в определение позитивный смысл, и он стал связывать слово beаt с beаtific (блаженный) и beаtitude (блаженство), подразумевая под этим прежде всего блаженное приятие мира («Мы любим абсолютно все, Билла Грехема, яблочный пирог, Эйзенхауэра... Мы идем в авангарде новой религии»). А также с upbeat (ликование) и джазовым of being on the beat (быть в ударе).
Любовь, секс, доброта, поэзия - все это присутствует в романах и стихах Джека Керуака. Увлечение Дхармой, медитации, вино и прочее - это полная тотальная открытость миру вовсем.
В обиходе осталось слово «битник», хотя Керуаку и его товарищам оно не нравилось. «Я не битник, я католик», - говорил Керуак.
Он был сугубо литературным человеком. И побуждал к творчеству своих друзей. Гинсберг говорил, что узнал о поэзии больше всего от Керуака, нежели от кого-то еще. Берроуз называл Керуака своим главным источником вдохновения при работе над «Голым завтраком».
Интерес к буддизму проявился в 1954 году. Керуак хотел подчинить буддизму все: творчество, работу, друзей, секс. Он писал Гинсбергу, что постиг суть вещей, «где ничего не прибывает и абсолютно ничего не происходит». Гинсберг буддистские идеи воспринял на ура, Берроуз же принял их в штыки: «Буддизм - это психический джанк».
В 1955 году Аллен Гинсберг читал поэму «Вопль» Как только прозвучала первая строка: «Я видел, как лучшие умы моего поколения пали жертвой безумия» (перевод И.Кормильцева), - по залу пробежал ток, все замерли.
Керуак сидел внизу, справа от сцены, с бутылкой вина, отпивал время от времени из нее. Через равные промежутки времени он кричал «Go!» в конце, условно говоря, строфы. Просодию он чуял, как никто другой. Слушатели тоже стали кричать в ритм «Go!», все были в экстазе. Гинсберг уходил со сцены в слезах. Восторженное описание этого события можно найти в романе Керуака «Бродяги Дхармы» (1958).
В тот вечер к поколению Beat пришла первая настоящая слава.
В 1957 году роман Керуака «На дороге» увидел свет. И сразу же стал культовым.
Главный герой романа - Дин - прежде всего персонаж для книги, «идеальный попутчик, он даже родился в дороге». А также хипстер, психопат и безумец. Самый известный пассаж книги и ее пафос: «интересны мне одни безумцы - те, кто без ума от жизни, от разговоров, от желания быть спасенным, кто жаждет всего сразу, кто никогда не скучает и не говорит банальностей, а лишь горит, горит, горит, как фантастические желтые римские свечи, которые пауками распускаются в звездном небе, а в центре возникает яркая голубая вспышка, и тогда все кричат: «Ого-о-о!»
И все кричат: «Ого-о-о!»
После выхода «На дороге» Джек Керуак стал настоящей звездой. Публикацию романа называли «историческим событием», роман - евангелием Поколения Beat. Самого его провозгласили «главным писателем Америки» и сравнивали с Хемингуэем.
Джек Керуак умер 21 октября 1969 года в больнице Санкт-Петербурга (штат Флорида). Его добили болезни, связанные с алкоголизмом. Ему было 47.
Он любил литературу, Гете, Достоевского, джаз, свою мать, брата Жерара кошек и собак. И верил, что займет особое место в американской литературе. Так оно и случилось.
И еще. Его фанатом был Джон Леннон, поэтому Ливерпульская четверка изменила в слове beetles (жуки) одну букву и под именем The Beаtles вошла в историю.
Леонард Коэн, попав однажды на выступление Керуака , стал считать себя битником.
Дэвид Боуи в песне «Все безумны» признается в любви к безумцам, как некогда Керуак.
https://www.ng.ru/kafedra/2007-09-06/4_keruak.html