Бродяги Дхармы

Aug 21, 2024 09:38


Филолог, писатель, профессор СПбГУ Андрей Аствацатуров рассказал «Снобу» о битниках.

Быть битником - значит отвергать всякую статичность, чувствовать жизнь в ее становлении, самому находиться в постоянном изменении, в движении, как внутреннем, так и внешнем. Отвергать репрессивный разум во имя освобождения тела, навязанные извне ценности, двигаться собственным путем, а не теми путями, которые предлагает культура истеблишмента. Битник отрицает заданность человеческого развития, он всегда спонтанен, непредсказуем. Он готов в любой момент сняться с места, полагаясь на воображение.

Битники - одно из самых долгоиграющих контркультурных явлений. Джек Керуак, Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг - представители самого первого поколения.



Битники - люди контркультуры, они ставили перед собой задачу иногда противоречить культуре истеблишмента, но чаще, что гораздо важнее, просто ее игнорировать. Битники, разумеется, сильны своей критикой, но интересны тем, что они утверждали. Отвергали они европейские ценности, статичные, навязанные извне, отвергали модель разума, схематичность мышления в пользу спонтанности, отвергали общественную мораль. Они отвергали неподвижность существования среднестатистического американца, и все ценности, связанные с американской мечтой, например социальный успех, который был им совершенно неинтересен. Они не стремились создать семью, полагаясь на принципы свободной любви, не стремились обзавестись домом, предпочитая постоянно переезжать с места на место, и пренебрежительно относились ко всякой работе.

Битники много сделали для литературы, разрабатывая поэтику спонтанности, сюрреалистических метафор, подрывая традиционные литературные формы и избавляя американскую литературу от академичности, текстоцентричности. Их методом, так же как и у Луи-Фердинанда Селина или Генри Миллера, был не поиск формы, а ее взрыв.

Битники ратовали за освобождение от любой идеологии, придерживаясь, говоря политически, идей анархо-индивидуализма. Тема сексуальной свободы была одной из основных тем. Но современный неолиберализм не про свободу. Все требования и битников, и «новых левых» он адаптировал под себя и, более того, сделал способами ограничения свободы. Инстинкт битников - это инстинкт свободы, при этом, что важно, свободы индивидуальной. Они обращались в своих текстах к личности, а не к усредненной массе, к подлинному человеческому «я», а не к «я», сформированному культурой. Они предлагали сбросить поверхностные личностные формы ради утверждения глубинного основания личности, силы, соединяющей личность и все жизненные формы вокруг какой-то энергии, Дао. Современная неолиберальная культура скорее призвана дисциплинировать человека, чем его освободить, и нацелена она не на индивидуальность, а на некую поверхностную обобщенную личность, которую она старается лишить разных форм идентичности, заставив поверить в свои поверхностные, примитивные желания, продиктованные средой, и тем самым якобы освободить ее.

https://snob.ru/interview/andrei-astvatsaturov-vremia-iarkikh-kontrkultur-pokhozhe-proshlo/

Читальня Бездна, первопроходцы, дао, иностранная литература, поэзия зрелых исканий

Previous post Next post
Up