В авангардистком фильме Ги Дебора короткие монологи прерывались тишиной на фоне чёрного экрана. По замыслу автора, во время этих пауз зритель должен был отвлечься от пассивного созерцания и вспомнить о реальной жизни.
В 1989 году, за пять лет до смерти Ги Дебор опубликовал первый том «Панегирика» - автобиографической хроники, потрет века в которой проступает едва ли не более явно, чем лицо автора. В привычно кратком тексте Дебора мы найдём историю криминала и политики, любви и разрушения, алкоголизма, войны и старческого упадка. Второй том, выпущенный посмертно в 1997 году, содержит только иллюстративные материалы, цитаты и фотографии. Судьба третьего тома печальна: он уничтожен огнём и волей автора.
«Панегирик» всё ещё не издан на русском языке.
Панегрик
Всю свою жизни я видел только смутные времена, расколы в обществе и моменты тотального краха; я был частью смуты. Этих условий, вероятно, достаточно, чтобы ни одно моё - даже самое прозрачное - действие или высказывание не заслужило всеобщего одобрения. В то же время, я уверен, что многие мои слова и поступки были истолкованы неверно.
Зачастую один лишь автор действий, последствия которых коснулись многих, знал решающие, но по различным причинам скрытые детали, в то время как другие аспекты этого дела оказались забыты по прошествии времени, или же их свидетели уже умерли, а живые не всегда готовы поделиться информацией. Кто-то не способен описать происходившее, другой занят более насущным и важными проблемами, третий, возможно, боится; а другие не хотят подмочить свою репутацию. Вы скоро сами увидите, что никакое из этих препятствий не стоит у меня на пути. Я как можно более сдержанно расскажу о былых страстях и о том, что я сделал. Безусловно, в мою сторону тут же, как пыль из-под метлы, полетят бесчисленные несправедливые упреки. И великие строки истории моего времени проступят тем более чётко, в этом я убеждён.
Мой метод будет очень простым. Я расскажу о том, что любил, а всё остальное ясно выступит в этом свете.
«Время обманывает, заметает свои следы, но бежит без остановки», пишет поэт Ли По. И добавляет: «Быть может, в вас ещё живет веселье юности, но волосы уже седы; так на что же жаловаться?» А я и не думаю жаловаться на что-либо, и уж точно не на то, как я прожил свою жизнь.
И тем более не собираюсь заметать своих следов, так как считаю их показательными. Крайне редко бывает, чтобы кто-то точно и детально описал свою жизнь: это очень трудная тема. А в настоящее время такое описание, вероятно, ещё более ценно, ведь мы живём в эпоху катастрофически быстрых перемен; все опоры и ценности вдруг исчезли вместе с самой основой, на которой зиждилось прежнее общество.
В любом случае, мне нечего скрывать. В этой истории меня ничто не смущает. Я никогда не разделял ценностей своих современников, а теперь этих ценностей и вовсе не существует.
Нет ничего более естественного, чем видеть себя точкой отсчёта, находящейся в центре вселенной; так мы можем осудить мир, даже не снисходя до его лживых речей. Нужно только прочертить границы, ограничивающие эту власть: обозначить своё место во времени и обществе, рассказать о своих деяниях и страстях. «Кто может описать истину, если не познавший её?» - это отмечает и автор самых прекрасных мемуаров XVII столетия, подвергнувшийся нелепым упрёкам в недостаточно объективном и сдержанном описании своей жизни; здесь он опирается на мнение президента де Ту: «Правдивые истории написаны только теми, кому хватило искренности рассказать правду о самих себе».
Вероятно, в тексте будет много цитат. Я не намерен прибегать к ним в качестве доказательства своих суждений, а только чтобы вы ощутили, из чего создаётся эта история и я сам. Цитаты полезны в эпоху невежества и суеверий. Отсылки к другим известным текстам - китайской поэзии, Шекспиру или Лотреамону - прибережём для времен, когда будет больше голов, способных распознать цитату и оценить её смысл в новом контексте. Сейчас не все понимают даже иронию, и всегда есть риск, что тебе припишут спешно и неверно процитированное высказывание. Громоздкую старомодность цитат я надеюсь компенсировать тонким выбором. В мою речь они будут вплетаться в нужный момент; никакой компьютер не сможет продемонстрировать столь впечатляющее многообразие.
Те, кто пишет всякую ерунду в журналах или книгах, которые никто не читает до конца, любят нахваливать разговорный стиль, ведь он, по их мнению, звучит современно, понятно и просто. На самом деле эти авторы не владеют языком, так же, как и их читатели. В современных условиях язык сводится к сконструированной в медиа схеме, включающей примерно шесть-восемь выражений на все случаи жизни и менее двухсот слов, большая часть которых - неологизмы. Треть этого вокабуляра обновляется каждые два-три месяца. Всё это способствует своеобразной быстрой солидаризации. Я же буду писать легко и без изысков, тем языком, которым владею и на котором всегда говорил. Не мне его менять. Цыгане правы в том, что правду нужно говорить только на своём языке, а ложь пусть звучит на языке врага.
https://syg.ma/@polina-gruntova/gi-debor-panegirik