Андрей Зубов
На Ро Па, видный мистик Ваджраяны, говорит о шести йогических восхождениях.
1. Йога внутреннего тепла (Туммо). Благодаря контролю над дыханием и жизненной энергией (праной), возникает сильный разогрев тела.
Н. Рерих. Туммо
2. Замена грубого физического тела тонким энергетическим, подобным радужному сиянию. На христианских иконах мы тоже можем видеть нимбы над головами святых, мандорлу вокруг фигуры Христа или Богоматери. Подобное свечение тела известно и зороастрийцам. Они именуют его - фарн, хварена. У ваджраянского подвижника это свечение становится обычным. Через тяжелую телесность начинает светиться и сиять тонкое тело, и это тонкое тело живёт своей жизнью независимо от грубого тела.
3. Бодрствование во сне, практика йоги во сне. Когда достигается ощущение мира как сновидения, человек уже перестаёт считать мир реальностью. Теоретически, философски он уже знает, что мир - это иллюзия. Но тут он уже начинает ощущать мир сновидением. Как это возможно? Он остается во сне неспящим. Он и спит, и не спит. Он продолжает читать мантры, продолжает молиться, даже когда спит, то есть его сознание бодрствует, несмотря на то, что его внешний ум спит.
4. Подготовка к 5-му.
5. Йога промежуточного состояния (бардо (инобытие). Это состояние между смертью и рождением. Ты уже созерцаешь ясный свет Дхармакая, дхармического тела Будды. Но ты еще связан и со своим земным телом, ты ощущаешь эту связь. Это хорошо показано в Тибетской книге мертвых. Ты как будто связан с телом некой эластичной нитью, которая тебя привязывает к нему. Если эта нить разорвётся, ты просто умрешь, и, если ты еще не готов, то ясный свет ты увидишь, но его не достигнешь, сознание уйдёт в новое перерождение. Но если ты эту нить не разорвал, ты как бы учишься умирать, пока ты ещё жив. Это навык чувства татхаты, буддовости. Он постепенно в тебе развивается, и ты, выходя из тела, но еще будучи связан с телом, постепенно приобретаешь навык созерцания света нирваны.
6. Пхова, перенос тонкого тела в момент смерти в Сукхавати. Это реальная смерть, но ты сам готовишь себя к ней. Ты умираешь, когда считаешь нужным. Для этого ты открываешь на макушке отверстие Брахмы, оно изображается на многих статуях. И через это отверстие - и не через что иное, потому что иначе перерождение, - твое тонкое сознание уходит в Сукхавати. Это так называемая тантра наивысшей йоги и наивысшего блаженства (mahāsukha).
Но, чтобы достичь этого состояния, обычный человек, который не разбирается в своих чувствах, который живёт чувственной жизнью, должен весь этот мир разбить. И для того, чтобы его разбить, он должен приступить к очень рискованным действиям. Как пишет Е.А. Торчинов, «Ваджраяна сразу начинает работать с темными пучинами бессознательного, того "тихого омута" в котором "черти водятся", используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов».
Аффекты должны не искореняться, а преображаться в правильные состояния. Это очень рискованный метод, но это основа Ваджраяны, и это доведение до крайности идеи тождественности сансары и нирваны. Скажем, страшные грехи приводят не просто к сансаре, а к ужасным перерождениям, попаданию в ужасные ады сансары. Но, если ты знаешь, что сансара и нирвана - одно, ты попадаешь не в сансару, а в нирвану, даже совершая это разрушение стереотипов, пренебрежение нормой как иллюзией.
Так, к примеру, в половом акте, в оргазме, обычный человек достигает максимального энергийного выброса, и поэтому переживание оргазма - это переживание нирваны, если ты это знаешь. А если ты этого не знаешь - то это обычное профанное и, естественно, ни к чему возвышенному не ведущее, а часто ведущее ко греху, соитие. Чувство полового оргазма - наиболее адекватная сансарическая реальность нирванического блаженства. Его ощущение должно переводиться в ощущение нирваны.
Пробуждённое сознание, сознание буддовости, рождается из соединения сострадания (каруна) (=ваджра) и мудрости (праджня) (символ - колокольчик). Это и есть образ соединения метода (упая) и пустоты (шунья). Соединение метода (=ваджра, каруна) и мудрости (пустота - это ведь и мудрость-праджня, которая состоит в знании того, что пустота тождественна состоянию буддовости) - это соитие мужа и жены, мужчины и женщины (мужчина - это ваджра, женщина - колокольчик).
Сравните с романом Пелевина "Чапаев и Пустота".