Jan 08, 2024 10:05
Андрей Зубов
Ваджраяна - это «алмазная колесница». Одно из значений слова «ваджра» - алмаз, а «яна» - это колесница. Алмаз - крепчайший, неразрушимый материал. В то же время ваджра - это молния, то есть то, что мгновенно освещает ночь. Ночь темна, особенно в южных странах, и вдруг - сверкание молнии, раскат грома, и на мгновение становится светло, как днём. Вот так же и Ваджраяна обещает мгновенно осветить погружённое во тьму сознание.
Эту традицию еще называют Мантраяной - колесницей заклинаний (мантр).
В Махаяне важнейшим моментом было уничтожение дуальности субъекта и объекта, сансары и нирваны, мира явленного и мира абсолютного. В этом мудрость - праджнья: надо прийти к недвойственному (адвайя) сознанию. Об этих двух уровнях - двойственном и недвойственном, - говорит Нагарджуна. По Нагарджуне, есть два уровня истины - saṁvriti (обыденная) и paramārtha (высшая). Это классическая Махаяна.
Ваджраяна - это путь внутри Махаяны, а по мнению адептов обычной Махаяны, это очень странное религиозное течение. Ваджраяна противостоит так называемой Парамитаяне - колеснице добродетелей (так адепты Ваджраяны называют Махаяну Нагарджуны), которая перевозит на тот берег (то есть в нирвану) очень медленно, за три неисчислимых (асанкхея) кальпы. Ваджраяна же обещает перевезти на тот берег за одну жизнь. Тот, кто практикует Ваджраяну, больше не переродится, но сразу достигнет состояния Татхагаты, обещают её адепты.
Действительно, богословие Ваджраяны основано на Махаянистской философии Мадхьямаки, Йогачары и Татхагатагарбхи. Ее цель та же, что и в Махаяне - достижение состояния будды для блага всех живых существ, то есть бодхисаттвы. Поскольку Ваджраяна в значительной степени распространена в Тибете, в горной стране, то и образы, которые она использует, тоже, я бы сказал, альпийские.
Метод (упайя, уловка), который использует Ваджраяна, особенный и опасный. Это метод быстрого достижения. Он подобен подъёму на вершину горы по канату, протянутому над другими горами и ущельями. Ваджраяна предлагает пройти по канату над бездной с одной вершины на другую. Малейшая ошибка приводит к падению в пропасть - к безумию или к рождению в страшном аду (есть особый ваджраянский ад для неудачливых аскетов). Но гарантия успеха - это достижение сострадания (каруна) ко всем несчастным, пребывающим в муках сансары, для спасения которых и совершается подвиг прямого восхождения. То есть, если у тебя в сердце есть это сострадание, то ты побеждаешь, а если у тебя есть лишь стремление обрести силу для самого себя, блаженство для самого себя, то это ведёт к полному краху.
Вот, собственно говоря, что такое Ваджраяна - потеря иллюзии личностного начала, то есть двойственности между «Я» и «не Я». Вообще борьба с двойственностью - это основная борьба буддизма, которая разрушает идею «Я», противопоставленного другому - «Ты», «Оно». Как считают адепты Ваджраяны, это разрушение двойственности наиболее эффективно достигается не с помощью размышлений, медитаций, философии, а с помощью магических практик, магической силы - ваджры. Состояния будды можно достичь уже в этой жизни.
Тексты Ваджраяны именуются не сутрами, как в обычном буддизме, а тантрами. Слова «тантра» и «сутра» означают почти одно и то же: сутра - это нить для нанизывания (скажем, бус), это основа, на которую нанизываются какие-то нравоучения, изречения, а тантра - это основа ткани (тан - тянуть, растягивать, тра - ткань), это та растянутая на ткацком стане основа, из которой опытный ткач делает ткань.
Тантры содержат тексты для рецитаций, которые называются мантрами, и предполагают огненные жертвоприношения (homa), чего нет в обычном буддизме. Оба эти метода восходят к ведам, где заклятия имели магические значение. Что-то взято и из упанишад - идея Пяти энергий, Пяти ветров. Многие жесты рук и положения ног (асаны), характерные для индийского танца, для мистического телоположения. Сохраняется и множество махаянистских понятий: упая, праджня (мудрость). Используется раннебуддийская народная космология трёх миров, населённых богами и демонами. Считается, что можно овладеть этими силами, используя свое тело, ум и слово, и так добиться успеха (siddhi) в умиротворении и даже в достижении Татхаты за одну жизнь.
Главные тантры считаются словами самого Будды Шакьямуни, но позднее имя Шакьямуни исчезает из тантр. Его заступают имена Амитаюс или Амитабха, то есть махаянистские имена.
Когда Европа познакомилась с буддизмом Ваджраяны, она поначалу была глубоко шокирована, и сейчас вы поймёте, почему. В 1928 году на английский язык была переведена и до сих пор остается весьма популярной книга «Бардо Тхёдол» - «Тибетская книга мёртвых». Там описываются странствия души при выходе из тела и до достижения блаженства или перехода в другое тело. Это, если угодно, руководство для аскетов, как не войти в другое тело и как достичь светлой нирваны.
Путешествие в Элевсин