На чем медитируют буддисты

Dec 03, 2020 19:06

На чем ты медитируешь, подруга светлых дней?
Какую мантру дашь душе измученной моей?

Мы знаем, что страдание имеет свои причины - как грубые, так и тонкие. Грубые причины всем нам хорошо известны - это болезни и прочие несчастья. Они являются следствием негативной кармы и омрачений. Всю негативную карму создает ваш омраченный ум, полный конфликтующих эмоций. В настоящее время именно это и является причиной как ваших страданий, так и страданий других людей. Это самая настоящая болезнь, если вы не вылечитесь от нее, то снова и снова будете создавать большое количество негативной кармы и вследствие этого постоянно испытывать страдания. Вашим страданиям не будет конца. Это и называется сансарой. Сансара - это вступление в круговорот перерождений под влиянием омрачений.

Откуда же берутся эти омрачения? Их порождают привязанность и гнев. А откуда берутся привязанность и гнев? Их коренная причина - неведение, то есть непонимание того, чем в действительности является наше «Я» и окружающие нас предметы. Причина нашего самообмана состоит в том, что мы принимаем видимость явлений за их истинное существование и не пытаемся взглянуть на них повнимательнее. Мы верим, что вещи именно таковы, какими они нам кажутся. Но вещи существуют не так, как мы их воспринимаем, хотя это не означает, что вообще ничего не существует.

Хотя Ничего важного думает иначе))) Он уверен, что когда остановит ум, его страдания прекратятся. Потому что он увидит, что его нет. Нет никакого ничего важного)))

За солипсизм отправляют в вечное заключение в прозу социалистического реализма.

Вначале у НВ возникла ложная концепция о своем «Я» - когда он стоит на сцене нашего театра перед переполненным зрительным залом. Затем эта концепция «Я» начинает его защищать - лжет и приписывает ему черты характера, которыми он не обладаете. В общем, он ведет себя неестественно. Ждет, чтобы ему сказали: «Какой ты великий!»

Подхалимов НВ начинает выделять среди остальных, считать их с друзьями. А другой человек, возможно, называет НВ дураком и вызывает у него гнев и раздражение. НВ думает: «Он мой враг». Так в его сознании возникает деление людей на друзей и врагов.

Негативная карма создается спонтанно, потому что негативна сама структура механизма нашего ума. Он подобен ветряной мельнице, которая при порывах ветра вращается в определенную сторону. Каков лучший способ остановить ее? Руками удержать ее лопасти невозможно. Один или два дня вы можете сдерживать ее вращение, но потом ваши силы иссякнут. Поэтому искусственное, насильственное торможение - не действенный метод.

В каждой религии говорится о том, что нужно быть хорошим человеком - добрым и не приносящим вреда. Нет религии, которая проповедовала бы гнев или негативные черты характера. Каждая религия указывает нам верный путь. Тем не менее, в каждой духовной традиции существуют свои методы развития в чело веке положительных качеств.
Почему негативное поведение так привычно для нашего ума? Сегодня мало кто знает, как изменить механизм работы нашего ума.
Лишь Виктор Олегович пишет нам и пишет о работе, механизмах ума, омрачениях и карме. О сознании.

В "Тайных видах на гору Фудзи" Пелевин, который и до этого романа славился умением описывать неописываемое, взошел, пожалуй, на недостижимый уровень лингвистического мастерства, покорил собственную Фудзи и, дойдя до вершины, познал, что такое счастье. И поделился сакральным знанием с читателем. Сквозь призму буддистских практик автор показывает, что же такое путешествие на вершину Фудзи, как туда идти, как дойти и главное - зачем.
Медитации и метаморфозы, происходящие с погруженными в джаны героями, Пелевин описывает так будто смотришь на завязанный узел, прикасаешься к нему, следуя за изгибом веревки, а не читаешь о нем. Пелевин - в этом его несомненное мастерство - обращается со словами так, что ты смотришь его романы, а не читаешь, проживаешь, переживая описанное, сливаешься с текстом и, говоря, буддистсиким языком - сам становишься текстом, который читает в своем уме Виктор Пелевин.

«Мирской человек не знает что такое тишина , потому что никогда не достигал подобного покоя и то, что он зовет покоем - это когда вставленный ему в жопу паяльник остывает со ста градусов где-то до семидесяти. Но покой четвертой джаны - это совсем, совсем другое. Там вообще нет ни жопы, ни паяльника. Есть только покой».

Пелевин как бы достает метафизический паяльник из жопы читателя и показывает - вот он паяльник, у меня в руке. А теперь, читатель, прислушайся, к своим ощущениям - и когда ты поймешь, что паяльника в тебе больше нет, ты возможно, поймешь - пусть и весьма условно - зачем нужно медитировать и что такое буддизм.

Ни в коем случае не стоит воспринимать текст Пелевина как учебник по буддизму или проводник в мир абсолютной тишины. Во вселенную Абсолютного Просветления. Автор, если присмотреться, насмехается над попыткой читателя постигнуть высшую истину, намекая, что текст, которым он делится - не руководство, а сарказм, призванный показать, что пусть даже и используя ум Пелевина, в джаны Федям не пробиться. Потому что отсутствует основа.
«Наевшийся пустых слов человек начинает верить, что постиг что-то важное. А ему просто добавили мусора в голову. Истинное постижение, господин Федор, это когда мусор из головы убирают. Если вы когда-нибудь увидите подлинную природу феноменов, вы убедитесь, что о них не то, что спорить, даже думать никакой возможности нет».

С хакнутым мозгом, Федя пытается осознать, как жить дальше. Потому что терпения и сострадания, отречения, чистой кармы у него не было, и ему не удалось пройти весь путь до вершины Фудзи. А, застряв посередине пути, он начинает испытывать ужас, потому что все, что доставляло радость, этой радости больше не доставляет. Федор принимает решение идти по самому простому пути: не подниматься выше, а упасть на прежний уровень, где все еще доступна способность получать удовольствие от физического мира.
Героев романа воспринимаешь не как живых людей, но как инструмент Пелевина для передачи фундаментальных истин буддизма. Картонные персонажи действуют по установленному сценарию и все для того, чтобы погрузить в состояние шока - так хорошо Пелевин описывает медитации, буддизм и все такое прочее.

Главная мысль о том, что все мы - вольно или невольно накидываем подобно ковбоям в верстернах лассо - не на людей или предметы, а на образы в своем сознании.

«Сначала ты видишь образ того, что есть. Потом представляешь себе образ того, что должно быть. Затем ты накидываешь пиздокрюк на первый образ и тащишь его вперед до тех пор, пока он не совпадает со вторым».

Мы так воспринимаем мир, вернее видим его как некоторую иллюзию или сон, но принимаем за Реальность. Это не Таня накидывает пиздокрюки на Федю. Это он сам страдает наитончайшим всепронизывающим страданием - неведением.

C точки зрения буддизма именно из-за неведения в уме спонтанно проявляются отрицательные эмоции: гнев, зависть и тому подобное. Это основной двигатель работы сознания. С помощью двух вспомогательных двигателей - привязанности и гнева, он заставляет колесо ветряной мельницы вращаться в определенную сторону. Это и есть сансара. А что такое освобождение? Это обратный механизм, при котором все позитивные состояния ума возникают спонтанно, а негативные состояния отсутствуют.

Итак, колесо должно вращаться в обратную сторону. Что мы должны для этого сделать? Нам нужно заменить неведение на мудрость, непосредственно постигающую пустоту. Затем мы меняем вспомогательные механизмы - привязанность на отречение, а гнев - на ум, который заботится о других. И тогда колесо само по себе начнет вращаться в противоположную сторону. Это и называется освобождением. Достичь его мы можем только благодаря нашему собственному уму. Ум действительно на это способен.

Что такое пустота?
Прежде всего это вовсе не означает, что вещи не существуют совсем. Если бы это было так, то не было бы смысла медитировать. Что же тогда представляет собой все, что есть вокруг? Пустота существует объективно, вне зависимости от того, приходят будды или нет. Но когда появляется Будда, то он и разъясняет людям, как распознать пустоту, постичь ее. Через постижения пустоты живые существа освобождаются от омрачений. Так что пустота не находится где-то вне вас. Она в вас самих. И ваши поиски вовне будут не напрасны.

эмодзи__________________________________________________________________.png

Итак, пустота - это отрицание, но это отрицание состоит в том, что «Я» не существует. Что же остается? Ведь должно что-то оставаться, иначе такое отрицание превращается в нигилизм. Чтобы уяснить последовательно, очень важно понять, что такое абсолютная и относительная истины. И та, и другая истины представляют собой одно целое, но в разных аспектах.

Относительная истина заключается в том, что «Я» является наименованием, которое дано телу и уму.
Теперь рассмотрим, что есть абсолютная истина. К примеру, мы говорим: «Здесь стоит ноутбук». С точки зрения относительной истины это верно. Но если провести более глубокий анализ, то вряд ли мы сможем обнаружить этот предмет. Составная щука из деталей, плат, микросхем и т.д. до молекул и атомов. А самосущего ноутбука нет. Тогда такое заявление приводит к тому, что абсолютная истина вступает в противоречие с относительной, так как на ее уровне мы уже заявили: «Это ноутбук» и конкретно указываем на этот предмет. А путем абсолютного анализа мы не сможем его обнаружить. Но такой вывод не является действительной абсолютной истиной. Абсолютная истина такова, что если мы правильно провели распознавание объекта отрицания, тогда мы установим, что этот предмет «пуст» от самобытия, от самосущностного существования. И в таком случае относительная и абсолютная истины не противоречат друг другу, потому что на уровне относительной истины мы будем говорить о существовании в обозначении, в номинальном существовании. В нашем случае «Я» как ярлык на наше тело и ум.

А теперь, что касается обусловленного возникновения нас самих.

«Я» - взаимообусловлено. Нет никакого незыблемого «Я», которое можно обнаружить вовне. «Я» тоже зависит от тела и ума. И нет никакого независимого «Я», которое можно найти внутри. Когда мы понимаем, что «Я» имеет обусловленное происхождение, становится очевидным, что нет незыблемого, субстанционального существования «Я». А что же остается? Остается обусловленно возникающее «Я». И мы не говорим, что «Я» не существует вообще. Мы говорим, что «Я» возникает обусловленно.

Понимание пустоты
Как буддисты, так и небуддисты практикуют медитацию для того, чтобы достичь удовлетворения и избавиться от боли, - и в обоих случаях центром внимания становится человеческое «Я». Некоторые небуддисты, признающие перерождение, принимают также и идею преходящести природы ума и тела, но при этом верят в некое вечное, неизменное и неделимое «Я». Буддийские же школы, признавая перевоплощение, считают, что такого незыблемого «Я» не существует. Для буддистов отправной точкой при обретении мудрости является пустота, или отсутствие вечной, неизменной и неделимой самости - говоря же более точно, отсутствие собственного существования как живых существ, так и наблюдаемых явлений.

Так существуют ли вещи?
Непосредственный опыт говорит нам, что люди и предметы доставляют нам удовольствие или причиняют боль и что они могут как помогать, так и наносить вред. Следовательно, явления, безусловно, существуют; вопрос лишь в том, как именно. Они не существуют сами по себе, но лишь в зависимости от множества факторов, в том числе и сознания, которое их концептуализирует.

Коль скоро явления существуют, но не сами по себе, они неизбежно зависят от наших понятий. Но когда явления предстают перед нами, они вовсе не выглядят существующими именно таким образом. Наоборот, нам кажется, что они проявляются сами по себе, объективно, независимо от концептуализирующего сознания.

Постижение пустоты
Прямое постижение пустоты происходит, конечно, не сразу. На начальном этапе наш ум может познать пустоту через те или иные концепции. Параллельно мы должны овладеть способностью к сосредоточению, Шаматхой (безмятежностью). Шаматхе поэтому отводится ключевое значение.

Также важно аналитическое исследование явлений, которое называется проникновение, или на санскрите - Випашьяна. Для концептуального постижения пустоты необходимо, чтобы проникновение было объединено с неотвлекающимся умом (безмятежностью). Для достижения этой цели следует заниматься такими медитативными практиками, как аналитическая медитация и однонаправленная концентрация. Объединение аналитического исследования и однонаправленного сосредоточения мысли на объекте позволит нам достичь концептуального, опосредованного познания пустоты, а затем подведет уже к прямому постижению.

Неведение

Нам с рождения присуще ощущение, что «Я» существует истинно, самосуще. Например, когда человеку говорят, что он дурак, то он сразу чувствует, что его «Я», которое он воспринимает как независимое и самосущее, оскорблено. Здесь «Я» воспринимается как обладающее качествами, как нечто плотное, реально существующее. Вот такое представление о «Я» и рассматривается как неведение. Конечно же, некое «Я» существует, но не так, как мы это обычно себе представляем. Оно не является самосущим, независимым. В буддизме утверждается, что «Я» пусто. Пусто от чего? пустота «Я» означает, что в нем нет самосущности, оно «пусто» от нее.

Как же в себе распознать это плотное «Я», которое мы воспринимаем как самосущее и независимое? Вот в тот момент, когда говорят: «Ты дурак», и возникает это ощущение самосущего «Я», как некоего врожденного чувства. Если, например, вас схватят за руку, то вы понимаете, что схватили не ваше «Я», а вашу руку. Т.е. здесь вы еще не чувствуете это «Я». Но когда вас оскорбляют, это плотное независимое «Я» проявляется в вас и протестует. Если вы очень ранимы, то, слыша что-то неприятное, у вас появится чувство, что эти «ядовитые» слова как бы проникают внутрь, пронзают ваше сердце, как кинжал; и поэтому у людей возникает представление, что это «Я» существует где-то внутри них, там, где возникает боль. Отсюда логически следует, что это «Я» можно в реальности взять и потрогать. Поэтому, когда вас неожиданно ударили или что-то сказали, и вам стало больно от удара или этих слов, то в этот момент вы забываете, что на самом-то деле ударили не вас, а плечо или ваше тело. У вас в тот же момент в ответ и возникает ощущение этого самого внутреннего, как бы самостоятельно существующего «Я».

Что же такое наше «Я»? Как известно, оно легко подвергается воздействиям со стороны окружающих людей. Так, если вас критикуют, вы падаете духом, а если похвалят - воспрянете духом. Возникает вопрос: где же это наше «Я»? Если вы попытаетесь отыскать это самое «Я», то поймете, что «Я» - это не рука, не нога, не тело, не эмоции и т.д., т.е. вы не сможете его найти.

Итак, в понимании пустоты есть две крайности: крайность реализма и крайность нигилизма, т.е. полного отрицания.

В большинстве случаев мы с вами находимся в крайности реализма, в котором мы ощущаем свое «Я» как самосущее, существующее независимо.

В случае нигилистической позиции, исходя из того, что «Я» - это не рука, не нога и т.д., и что «Я» нигде нельзя найти, мы приходим к полному отрицанию существования какого-либо «Я».

Короче говоря, вы должны добиться понимания того, что не только ваша собственная личность, но и все явления лишены истинного самобытия и иллюзорны в том смысле, что хотя они и являются нам как истинно существующие, но на самом деле лишены этого качества.


Непобедимое Солнце, астринг, Тайные виды на гору Фудзи, Пустота, философия

Previous post Next post
Up