Новости буддизма

Oct 18, 2016 04:03

В столице Латвии - Риге - 10 и 11 октября прошли двухдневные учения лауреата Нобелевской премии мира, духовного лидера буддистов Учения Его Святейшества Далай-ламы ХIV для стран Балтии и России.
Далай-лама даровал учения по второй главе известного сочинения Дхармакирти «Праманаварттика» (Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании). Вторая глава отвечает на ключевой вопрос, волнующий каждого серьезного духовного практика: достижима ли высшая цель духовных исканий - пробуждение? В ней логически обосновывается существование прошлых и будущих жизней, а также основополагающее учение Будды Шакьямуни о Четырех благородных истинах (о страдании; причине страдания; возможности полного прекращения страдания и пути его преодоления).

Будда родился в царской семье, - пояснил Его Святейшество, - однако отказался от беззаботной жизни во дворце и шесть лет выполнял строгие аскетические практики. В конце концов, сидя под деревом бодхи близ реки Нараяны, Будда достиг пробуждения. Хотя поначалу он сомневался, способен ли кто-то еще понять его прозрения, он нашел своих бывших товарищей по аскетическим практикам и даровал им учение о Четырех благородных истинах. Так колесо Дхармы повернулось в первый раз, и эти учения легли в основу палийского и санскритского канона.

“Сутра сердца” написана в виде диалога между Авалокитешварой и Шарипутрой, свидетелями которого были лишь существа с чистой кармой. Некоторые исследователи утверждают, что поскольку об учениях о совершенной мудрости, к которым относится и “Сутра сердца”, не сохранилось никаких исторических свидетельств, их нельзя считать истинными словами самого Будды. Однако такие учителя, как Нагарджуна и Бхававивека, настаивали на подлинности этих учений. В них разъясняется бессамостность или пустота, означающая, что ничто не обладает какой-то неотъемлемой, определяющей характеристикой, и ничто не наделено самобытием. Нагарджуна отстаивал именно эту точку зрения.

Его Святейшество заметил, что объяснения бессамостности - уникальная черта буддийского учения, они помогают нам смотреть на происходящее без излишних преувеличений. Американский психиатр Аарон Бек тоже однажды сказал Его Святейшеству, что когда мы злимся или испытываем привязанность к чему-то или кому-то, мы видим эти объекты полностью в черном цвете или безоговорочно привлекательными. Но на самом деле, по мнению Бека, на 90% это лишь игра нашего собственного воображения.

Таким образом, размышления о пустоте и взращивание бодхичитты дарят покой ума. Его Святейшество добавил, что внутренний покой и мир способствуют физическому здоровью, благополучию и долголетию.

Его Святейшество еще раз подчеркнул, что, излагая идею о взаимозависимом возникновении, Будда наставлял, как преодолевать ошибочные воззрения. Мудрость - это мощнейшее противоядие от неведения. Прибегая к мудрости, мы устраняем неведение из потока своего ума. В заключение Его Святейшество заметил, что Будда говорил о страданиях не с целью устрашения, а чтобы показать реальность и возможность прекращения [страданий] с опорой на взращивание пути. Понимание Четырех благородных истин в свете Двух истин: абсолютной и относительной, - путь к принятию прибежища в Трех драгоценностях через логическое обоснование.

Духовные учения посетили 4500 гостей со всего мира, а вечером российский рок-музыкант Борис Гребенщиков дал благодарственный концерт с симфоническим оркестром в виде подношения ЕС Далай ламе.



Личное подношение))

image Click to view

БГ, Далай лама, буддизм

Previous post Next post
Up