Корейский сон:)

Sep 08, 2020 08:36

Сон (Sŏn, 禪) - корейский вариант буддийской школы чань. Термин также широко известен на Западе в его японском варианте «дзэн».

Говорят, что Виктор Пелевин практикует корейский дзен и даже приводили фотографию Виктора Пелевина с ретрита Кван ум - дзен буддизма в корейском монастыре.



Фото сделано во время кёлче в Корее в 1999 году. Во время кёлче монахи и присоединившиеся к ним миряне медитируют в монастыре 90 дней с утра до вечера, и такие ретриты проводятся дважды в год, летом и зимой. Рядом с Пелевиным, похоже, мастер Дхармы Олег Шук, а в центре основатель дзэнской школы Кван Ум дзэн-мастер Сунг Сан.
источник : https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=23325&page=2&p=649649&viewfull=1#post649649

Алексей Бородин:

- Я вхожу в группу, практикующую в стиле международной школы Дзэн Кван Ум. Но сама по себе группа буддистов появилась в Новгороде давно, она образовалась вокруг Василия Павловича Максимова. Став монахом в Корее в серьезном монастыре Дзэн, он получил имя Мьонг Гонг Суним (монах) и какое-то время жил там, затем в 2001 году из-за проблем со здоровьем приехал в Бронницу, основав там Дзэн-центр. В 2008 году группа перебралась в Новгород, ну, а после его смерти, четыре года спустя, мы продолжили практиковать уже меньшим составом. Мьонг Гонг Суним был удивительным человеком, о нем можно почитать на сайте zendao.ru.

- Есть какие-то интересные факты, связанные с ним?

- Василий Павлович, он же Мьонг Гонг Суним, фигурирует в культовом романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Знакомый с ним лично Пелевин вывел его там под именем Чапаева. Также в свое время Василий Павлович сделал самый первый перевод книг Карлоса Кастанеды, вышедший в нашей стране, где-то приблизительно в 1970 году. Вот как он сам говорил об этом: «…мне в руки попалась книга Карлоса Кастанеды на английском языке. Это было первое издание первого тома, начала шестидесятых. Английский я знал неплохо, и мы вдвоем с Колей Дзеном перевели его за две недели. Я переводил, а Коля очень быстро печатал на машинке. Прислали этот перевод в Москву, здесь он определенным людям понравился, и с тех пор по России стали ходить перепечатки моих переводов Кастанеды. Как только выходил новый том, я его сразу же переводил». Тогда еще в советские годы, он перевел первые шесть книг Кастанеды, которые по ясным причинам вышли только в самиздате.

- Вы именно дзен-буддисты, а если конкретнее южнокорейская школа Кван УМ, расскажи немного об истории этой школы.

- Международная школа Кван УМ была основана в 1972 году дзэн-мастером Сунг Саном, первым корейским мастером Дзэн, который стал учить на Западе. Дзэн-мастер Сунг Сан является 78 патриархом в линии преемственности корейского буддийского ордена Чоге, берущего начало от самого Будды Шакьямуни. О том, как эта школа появилась в России, достаточно бодро и с юмором описано в книге «Корейский Дзэн буддизм по-русски».

- Есть какая-нибудь известная история, связанная с основателем школы?

- Да, конечно, есть такая притча. Однажды в американском аэропорту Кеннеди, когда там находился Дзен Мастер Сунг Сан, репортер телевидения проводил общественный опрос. Он задавал разным людям один и тот же вопрос: «Что, по вашему мнению, является самым отвратительным на свете?» Кто отвечал «война», кто - «предательство», в общем, кто - что...

Увидев в толпе буддистского монаха, репортер задал этот вопрос и ему. В ответ Дзен Мастер спросил его: «Кто вы?» Дальше получился такой диалог:

«Джон Смит».

«Это ваше имя, но кто вы?»

«Я телерепортер».

«Это ваша работа, но кто вы?»

«Я человек, в конце-то концов!»

«Это ваш биологический вид, но кто вы?»

До репортера все же дошло, о чем его спрашивают. Он открыл рот, но сказать ничего не мог.

«Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты есть», - сказал Дзен Мастер.

В корейском сон буддизме основная практика это хуатоу.
Был некто по имени Шиботава, которому было 120 лет, и всю свою жизнь он посвятил поиску освобождения, но не нашёл его. Он пришёл к Будде, и Будда сказал ему одну фразу. Он сказал: "Страдание в уме; если ты можешь отложить ум, то страдания больше не будет". И Шиботава сразу, услышав это, достиг архатства, освободился.
Так что, хотя в принципе китайская школа чань отстаивает внезапное просветление, но, посмотрев действительные записи, мы можем найти мало людей, достигших внезапного просветления без практики, их очень мало.
Поэтому один из чаньских мастеров сказал, что настоящая практика чань - это повседневная жизнь, имея в виду, что, когда вы едите, вы просто едите, когда вы работаете, вы просто работаете, когда вы идёте, вы просто идёте, говоря, просто говорите, даже когда вы в туалете, вы просто в туалете. Иными словами, или ваш ум просто блуждает кругом, думая о сотнях прошлых впечатлений, или вы просто присутствуете в том, что вы делаете.
Причина, по которой человек достигает освобождения, в том, что появляется мудрость, то есть человек воспринимает себя пустым. И не только себя пустым, но и все явления - дхармы - переживаются пустыми, без врождённой природы. Шуньята. Итак, человек достигает освобождения, когда прекращает цепляться за дхармы, потому что понимает пустотность.
Если мы хотим осознать эту пустотность, ведущую к освобождению, важно знать, что в состоянии рассеянного ума это невозможно - такой ум не может осознать пустотность. Вот почему нам нужно практиковать и правильно использовать ум. В случае старика Шиботавы, он был старый практикующий, и у него была крепкая основа самадхи и практик сосредоточения. Так что, когда он был почти буддой, он отложил ум - у него была основа, чтобы сделать это, и он пережил шуньяту и увидел саму пустоту, увидел, что нет закреплённого неизменного "я".

Методов успокоения ума очень просты, и первый - созерцание дыхания, что на санскрите называется анапана-смрити.

Возвращаясь к успокоению ума, другой метод - это сидячая медитация (випассана). Она обеспечивается с помощью счёта дыханий, затем наблюдения тела, потом наблюдения ума… Такое развитие медитации постепенно создало школу Цаодун китайского чань, и метод под названием Безмолвное Озарение.
В Безмолвном Озарении человек наблюдает тело и ум, и видит тело и ум как одно с окружающим, в единстве. Это Безмолвие. И человек наблюдает мысль за мыслью, предыдущая мысль и следующая наблюдаются с постоянной осознанностью. Это наблюдение - Озарение.
Так что если какие-то блуждающие мысли возникают, вы просто не придаёте им значения, не удерживаете никакого намерения, вы просто напоминаете себе продолжать наблюдение, так что не уделяется внимания блуждающим мыслям; это Безмолвие.
Так можно продолжать использовать этот метод снова, и снова, и снова, постоянно наблюдая, но не придавая значения и не беспокоясь о блуждающих мыслях. Вы продолжаете снова и снова, и наконец блуждающие мысли исчезнут, и тогда человек просто наблюдает ум без блуждающих мыслей, и это мы называем проявлением мудрости, или просветлением.

Итак, сравните методы Безмолвного Озарения и хуатоу. Разница такова: если использовать образ воды, то в Безмолвном Озарении у вас как бы сосуд с водой, и вы позволяете всей мути просто осесть… и в конце концов вода предельно чиста, прозрачна, и ничего не переживается, это просто чистая вода. Это просветление. А метод хуатоу - это как если бы у нас был сосуд с водой, и мы трясли этот сосуд и расплёскивали воду вокруг, и в конце концов вся вода вытряхивается из сосуда, и сосуд оказывается пуст.

В. Пелевин, Пустота, буддизм

Previous post Next post
Up