Село Подлесное Труновского района Ставропольского края стало предметом бурных обсуждений в наблюдательской среде из-за случая, произошедшего на выборах его главы. Организующая выборы избирательная комиссия накануне дня голосования приняла постановление об аннулировании регистрации кандидата. Причина -
недостижение кандидатом возраста 21 года (ему
19).
Постановление ТИК об аннулировании кандидата (
оригинал)
После выбытия кандидата, в бюллетенях их
осталось двое, число недействительных бюллетеней, к которым были отнесены бюллетени избирателей, проголосовавших за (впоследствии) вычеркнутого,
составило 247 или 33,02 % при том, что победителю досталось 472 голоса или 63,10 %.
Судебную предысторию можно найти
на сайте Труновского районного суда Ставропольского края. В частности, ТИК обращалась в суд с просьбой признать незаконным своё решение о регистрации кандидата и отменить его. Суд отказал в удовлетворении данных требований на основании того, что срок подачи жалобы на решение истёк, а дату рождения кандидата нельзя считать вновь открытыми обстоятельствами хотя бы потому, что она указана в обжалуемом постановлении о его регистрации.
Известно также, что было обжаловано постановление ТИК об аннулировании регистрации кандидата, которое было принято в день, предшествующий дню голосования,
суд отказал и в указанных требованиях.
Среди вариантов названия населённого пункта - Подлесное (Воровская Балка) или Подлесненское, но не Подлесское (
статья в Википедии, которую можно (и нужно) улушить,
сохранённая копия новости)
Имелись сообщения
об угрозе снятому кандидату и
о подкупе, ведущемся в его пользу.
Пожалуй, если бы я участвовал в принятии постановления об аннулировании регистрации кандидата и о вычёркивании сведений о нём из избирательных бюллетеней, то голосовал бы против и имел бы особое мнение.
На мой взгляд, в день, предшествующий дню голосования, постановление об аннулировании регистрации кандидата на основании того, что его возраст не позволяет ему обладать пассивным избирательным правом на выборах главы сельского поселения, рушится той же логикой, которую
Конституционный суд Российской Федерации применил к решению вопроса о недопустимости вычёркивания кандидата в бюллетенях в день голосования.
Определяя порядок реализации гражданами активного избирательного права, названный Федеральный закон предусматривает, что голосование на выборах как его важнейшая составляющая осуществляется, по общему правилу, посредством заполнения избирателем избирательного бюллетеня в день голосования (статья 63). Одновременно, учитывая возможность возникновения исключительных обстоятельств, существенным образом влияющих на волеизъявление избирателей, данный Федеральный закон наделяет избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, полномочиями аннулировать регистрацию кандидата в связи с его смертью и дать указания нижестоящим избирательным комиссиям вычеркнуть в бюллетенях сведения о нем (пункт 17 статьи 63 и пункт 2 статьи 76), а также устанавливает возможность судебного обжалования решения избирательной комиссии об итогах голосования с целью проверки законности и своевременности действий избирательной комиссии в указанном случае, при этом решение об итогах голосования подлежит отмене, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (подпункт «б» пункта 1² статьи 77). Цель такого регулирования заключается в том, чтобы обеспечить подлинное и равное волеизъявление избирателей, что, однако, исходя из указанных выше конституционных положений, несовместимо с возможностью внесения изменений (вычеркивание, изменение сведений) в избирательные бюллетени в день выборов в ходе голосования.
Избирательные кампании кандидатов как в день голосования, так и в день, предшествующий дню голосования, находятся в фазе
запрета на ведение агитационной кампании. По большому счёту, всё, что кандидаты и их команды могли сделать для увеличения их шансов на победу, они уже сделали ранее. И остаётся лишь провести день голосования, то есть провести комплекс действий, направленных на подсчёт голосов избирателей, пожелавших их отдать. Изменения в бюллетене, вызванные вычёркиванием оттуда сведений об одном из кандидатов, ведут к тому, что с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей перестаёт быть возможным.
На мой взгляд, единственный возможный и правильный путь в день, предшествующий дню голосования, у избирательной комиссии, попавшей в описанную ситуацию, идти на отмену выборов. И вина в этом самой комиссии. Исправлять подобную ошибку нужно было раньше.
Жаль, если ЛДПР не будет развивать ситуацию с выборами в Подлесном дальше. В моих глазах легитимность Котлярова С.В. как главы села Подлесного под большим вопросом.