Кофе-Точку Джерри задумал как сеть минибаров в Мега-Моллах с безалкогольными напитками - от кокаколы и милкшейков до свежевыжатых соков и кофе-эспрессо из качественной арабики.
Проект по неизвестным ему причинам буксовал, окупаемость была вдвое ниже ожидаемой, выручка тоже.
Когда я пришла в середине января 2006, на полках витрин стояли слоеные пирожки, выпеченные явно еще в прошлом, 2005 году. Моя начальница, Катя из Макдональдса (за 10 лет продвинулась только на две ступеньки от crew-шника, кто знает, тот поймет), кричала, что пирожки "нормальные" и что списывать их нельзя.
Я пожаловалась вышестоящему начальству - Л.И. и Лизавете, курировавшим проект Кофе-Точка.
После чего Лизавета сама приехала и отругала Катю за залежи несъедобных продуктов на прилавках. Списали.
Потом меня уже всерьез назначили после двухнедельной стажировки сменным менеджером
Я стала очень часто снимать кассы и отмечать любые отклонения, особенно типичны были тысячи в плюс в середине дня и практически нулевые расхождения в конце дня.
Я носилась между тремя точками, возникая всегда неожиданно перед очередной барной точкой и пересчитывала деньги.
В конце концов стало ясно, кто ворует больше всех - а больше всех воровали как раз те, кто работал с виду неплохо - вовремя убирал на точке, неплохо обслуживал. Двоих уволили.
Я за время работы провела на каждой из точек, одна или с "продавцом-консультантом", по несколько дней, полностью контролируя все поступления в кассу. Так я узнала, сколько денег дает каждая точка в каждый из дней недели и в выходные.
Бары даже с десяти шагов не выглядели как "съедобные" - не было на стенках и "крыше" яркой символики, вывесок с фруктами, стаканами пенящихся коктейлей, рожков с мороженым и пр. Чтобы хоть частично это исправить, я купила в Ашане дешевые небьющиеся вазы для фруктов и заставляла девочек ежедневно на каждый угол торговой точки (замкнутого минибара) выставлять вазы с горой фруктов, прямо под свет ламп, чтобы издали было видно, что тут можно выпить сок или что-то еще. Поскольку все точки стояли на проходе, люди просто проходили мимо, и только некоторые тормозили, поравнявшись с нами. Тогда как заметить нас покупатели должны были с 30 шагов, решить подойти к стойке бара - еще через 10 шагов, и решить, что он хочет непременно что-то у нас съесть или выпить - еще через 5 шагов . А дальше покупатель должен направиться к продавцу, нащупывая свой кошелек. Но этого при установке баров никто не продумал, и потери потенциальной прибыли были огромны.
Так вот, выручка за январь 2006 трех точек составила 1 200 000. Выручка за февраль - 1 600 000 (с 1 февраля я уже работала как менеджер).
Я жестко следила за чистотой точек, заставляла повторять уборку тех, кто это делал кое-как.
Я набрала команду и занималась ее тренингами. Обучала и презентации продаваемых напитков и десертов, и самопрезентации, и принципам сервиса. Отпустив девочку на полчаса на обед, по ее возвращении я показывала ей горку купюр, которую я за полчаса зарабатывала чаевыми. КАК? - Как вы это делаете?! -поражались девочки. Во-первых, возьми эти деньги себе, говорила я, они твои, заработаны на твоем месте. А теперь смотри, как я поработаю тут еще полчаса. И девочки видели, что чаевые мне кладут на стойку, уже после того, как я взяла деньги, обслужила и выдала заказ посетителю. Как награду за хороший сервис. И эти деньги я отдавала им. Мне начинали верить. У меня стала расти преданная команда.
Потом нам вдруг, несмотря на рост выручки, срезали премии - видите ли, у меня был перерасход часов для продавцов (это при росте выручки на треть). Но и это не все - нам срезали премию "за перерасход продуктов" - это уже был вообще беспредел, просто я безжалостно посписывала все просроченное, заставила промывать аппараты мягкого мороженого каждый день (до того это делалось раз в несколько месяцев, и мороженое отдавало тухлятиной).
Более того, нам, менеджерам, срезали за март половину зарплаты, составлявшей и так 15 000 рублей в месяц (да, не больше). Я поняла, что я в неправильном месте
Эпопея с пончиковым аппаратом.
На точке с хотдогами решили установить пончиковый аппарат. Дорогой, за 5 или 7 тысяч долларов. На той точке (она была у ОBI) еще продавались хотдоги, кокакола, свежевыжатые соки и кофе американо из термоса, приготовленный на другой, кофейной точке у Стокмана или Ашана. На точке работала пожилая таджичка с золотыми зубами, бывший майор милиции. Воровала она по-черному - я несколько раз видела своими глазами, как она вынимает из карманов своих джинсов помятые купюры и отдает их своему сыну. Но вышестоящие менеджеры уволить ее отчего-то не соглашались ни в какую, как и молдаванку, у которой на точке была только по одним апельсинам недостача в 100 000 рублей в месяц. Видимо, они делились. Пончики не шли. Продажи пончиков даже не выходили на ноль. Тогла за дело взялась я. Я просто накупила в Ашане (он в той же Меге) красной бумаги А4, напечатала на принтере шрифтом размером 750 по букве, и вывесила на углу стойки слово "ПОНЧИКИ" , чтобы было видно и идущим из OBI, и идущим из Stockmann. В этот день пончиковый аппарат работал без пауз, продали мы пончиков тысяч на двадцать, продажи этой точки выросли вдвое против средних продаж в выходной день.
В тот день у нас была рекордная дневная выручка - почти 170 тысяч. Начальство обалдело и слало одно за другим распоряжения, куда положить эти деньги. В конце концов, за большей частью нала приехали люди из офиса, а остальное мы вложили в банк по обычной процедуре.
Но. Проедая мне плешь ежедневно "почему не продаете пончики", получив почти двойного размера выручку ни Джерри Р, ни его управленцы не поинтересовались - с чего это вдруг такой рост продаж, кто это у вас такой молодец. Я ждала неделю. Но нет. Это же ничего особенного, когда менеджер вдруг удваивает тебе выручку, это же его обязанности.
Добило меня, что, когда в страшный снег с дождем я выходила в полночь к остановке у Меги и обрадовалась, что там стоит автобус, меня из этого автобуса выкинули, несмотря на то, что я показала удостоверение работника Мега-Молла. Видите ли, Джерри вообще не заботило, как его сотрудники, живущие в Москве, будут добираться по ночам домой. Денег на такси в его бюджете тоже не было предусмотрено. Так что вся моя зарплата (15 000, повторяю, и я притом не украла ни рубля) ушла на ночные такси.
Проект Джерри Р. - открывать кофейные бары и кафе иного формата по всем Мега-Моллам был грандиозен. Но грандиозность проекта несовпадала с масштабом личности Джерри Р. Помешала и его прижимистость там, где она недопустима, и его неумение разбираться в людях, и нежелание заботиться о своих работниках. И выбор топов странен. Скажем, Лизавета среди московских бариста давно полагается злобной сукой с садистскими замашками, а она у него проработала топ-менеджером много лет.
Сразу оговорюсь - проект в Меге был бы вполне успешен, и Джерри Р. Не пришлось бы его продавать, если бы я там осталась работать - но уже, конечно не сменным менеджером. Или если бы нашелся другой человек с моими мозгами и щепетильностью в денежном плане. Но я не осталась.
С самого начала я согласилась на самую низкую должность - сменный менеджер. Ниже была только должность "продавца-консультанта" за барной стойкой. Мне было интересно обкатать теории, которых я начиталась в американских книгах по менеджменту. Мне было интересно понять - правда ли все люди одинаковые, и что человеческая натура везде та же самая? И таки да, убедилась, что если принципы американского менеджмента применять с умом, то они прекрасно работают в России и дают результаты почти сразу, и почти сразу - финансовые.
Ушла я оттуда в середине апреля 2006. И тут же завербовалась на интуристовский пароход Москва-Питер, продавать матрешек. Поскольку от Речного Вокзала до Меги в Химках рукой подать, пару раз посещала летом 2006 Кофе-Точки. Наблюдалась все усиливающаяся разруха, выручка упала до смешных размеров - точка у Стокмана, дававшая в будние дни минимум 16 тысяч рублей, давала уже 3-4 тысячи в день. Остальное воровали все чаще сменяемые "продавцы-консультанты" в компании менеджеров.
В 2007 Джерри Р. так ничего и не поняв, подсчитал убытки и продал компанию, вместе с контрактом Мега-Молла, полагаю.