Дмитрий Галочкин: Все умрут... а я останусь?

Dec 11, 2012 13:33

О рецептах борьбы с жестокостью несовершеннолетних.

6 декабря, в Амстердаме за убийство футбольного арбитра судили троих подростков (преступникам по 15-16 лет!).

Всего три недели назад в Голландии уже вынесли обвинительный приговор по делу об убийстве 15-летней девушки. Ровесник убил Джойс Хау за... комментарий в социальной сети.

Для нас было бы конечно очень удобно покачать головой по поводу нравственного уровня жителей далекой страны, «доигравшейся с либерализмом и лояльным отношением к проституции и легким наркотикам». Только вот проблема насилия в детской среде уж явно не сугубо голландская, а скорее общемировая.

И даже, если найдутся в мире уголки, которые могут похвастаться невысоким уровнем жестокости подростков, то это, увы, не про нашу Родину.

Не так давно всю страну ошарашила история с избиением девочки в Приморье. Весь рунет облетела запись, на которой две «подружки» мучают школьницу, а третья комментирует происходящее и снимает все на телефон. Волей случая данную историю заметили редакторы федеральных телеканалов, а после этого только ленивый из тех, кому положено, не прокомментировал ситуацию и не повозмущался на заданную тему. Особенно мне запомнились пассажи про необходимость какой-то специальной профилактической работы с несовершеннолетними в Приморье (как будто бы больше нигде с детьми работать не надо...).

Может перестанем притворяться, уберем это ханжеское выражение с наших лиц и признаем, что подобные сцены частенько происходят «за гаражами» по всей стране?

Не хотите соглашаться с тем, что тоже самое может быть в вашем дворе - покопайте интернет получше: Кто-нибудь видел страшные кадры, на которых младшие школьники в Якутске бьют 11- летнюю Карину за слова о том, что ее школа «круче»? А про историю школьных друзей Никиты Лыткина и Артема Ануфриева, которые ради забавы в течение полугода убивали прохожих в иркутском Академгородке слышали? А что творят с мигрантами в Санкт-Петербурге 14-15 летние националисты видели? - К сожалению, это не куски из фильмов Валерии Гай-Германики (*ссылок на эти материалы я сознательно не даю, захотите ознакомится - на все воля Google и Youtube). Это зеркало, в которое очень больно смотреться.

Наши дети становятся все более жестокими. На это указывают данные статистики: динамично растут показатели уровня преступности среди несовершеннолетних, а параллельно с ними неуклонно снижается возраст правонарушителей. Дошло до того, что депутаты Госдумы, при поддержке Следственного комитета, заговорили о необходимости снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12 лет (сейчас по особо тяжким составам - 14 лет, полная ответственность за все виды уголовных деяний - 16 лет). Мол, комиссии по несовершеннолетним с работой не справляются, а малолетних убийц и насильников необходимо изолировать от общества. Но разве это все, что мы можем сделать? Я никогда не видел новорожденных убийц или насильников... может, дело в нас самих и в современном обществе?

Давайте посмотрим на ситуацию с разных сторон:

Первая комплексная история - семья и воспитание ребенка. Практика показывает, что очень многие из малолетних преступников росли в неполной семье (без папы или мамы). Уверен, к таким семьям должно быть особое внимание со стороны органов социальной защиты и опеки. Но только не по излюбленной схеме - «отнять и в детдом», а исходя из названия - помочь в защите и опеке. Пусть это будут периодические встречи консультанта-психолога с семьей, какие-то тренинги, общий мониторинг ситуации, а при необходимости и регулярные совместные занятия. К такой работе в виде практики, например, можно подключать студентов и аспирантов, специализирующихся на детской и возрастной психологии.

Силами профильных общественных организаций (на это и грант выделить не жалко!) в регионах можно организовать центры «Профилактики семейных конфликтов», в которых любая семья или подросток сможет получить помощь и поддержку, ну или под наблюдением специалиста хотя бы остынуть и переключиться на позитивный лад после домашней ссоры. Если что-то такое уже есть, то этой работы пока явно недостаточно.

С другой стороны, следует увеличить материальную поддержку для всех семей, в которых воспитываются дети, в том числе и со стороны работодателя (вот, кстати, хорошая инициатива, с которой уже неоднократно выступала ОП РФ; де-юре речь идет о том, чтобы приравнять материнство к труду.

Про процессы, происходящие внутри семьи, не пишу специально. То, что детей надо любить и воспитывать - должно быть понятно всем.

Единственное, что хочется отметить в вопросах воспитания - современное отношение к моральным ценностям. Наше поколение, прошедшее через 90-е годы, очень часто проецирует на детей свой цинизм, жесткое отношение к окружающим и вообще недоверие ко всему миру. В итоге в песочнице можно увидеть, как девочку, например не ругают за жадность по отношению к подружкам («сопли развесишь - у разбитого корыта останешься»), а мальчик-задира получает абсолютный «респект» и одобрение со стороны молчаливого отца («правильно сынок, лучше ты его, чем он тебя»). В тот момент, когда мы, а вслед за нами и наши дети поймут, что быть бескорыстно добрым и отзывчивым не значит быть «лохом», многое вокруг изменится.

История вторая - среда: ровесники и школа.

Здесь упор должен быть на партнерские отношения. С одной стороны, учителя и школьные психологи (они должны быть в каждой школе и не номинально!) с позиций взрослых, профессиональных людей наблюдают за обстановкой в каждом конкретном классе и, при необходимости, модерируют ситуацию, защищают «изгоя», нейтрализуют «агрессора», etc. С другой стороны, в каждом школьнике необходимо видеть не социально опасного или безопасного индивида, а именно личность, полноценного партнера в принятии совместных решений.

В современных российских школах катастрофически не развит институт самоуправления, практически нет своих СМИ, плохо развиты кружки и спортивные секции. Виновата в этом, кстати, не столько подростковая апатия, сколько безынициативность и, подчас, откровенно совковый подход работников образования. Показателен опыт 16-летнего Сергея Абрамова из Санкт-Петербурга, который не нашел у директора своей школы даже формальной поддержки для реализации проекта школьного ТВ (деньги на проект парень нашел сам!).

Проблема третья - интернет и информационная среда. В своем тексте о страшном расстреле в московской фармацевтической компании я уже писал о том, что в современном мире неконтролируемое распространение информации о совершенном преступлении несет едва ли не больший вред, чем само преступление.

У несовершеннолетних людей, на которых со всех сторон (а вернее изо всех мониторов!) льются реки крови и потоки нецензурной лексики, либо в той или иной степени срывает крышу, либо отрастает «панцирь» и формируется ощущение равнодушия и скуки к любой информации о насилии и человеческой боли. Очень страшно и то, и другое.

А главное тут не запретишь ТВ или компьютер. Путь тут только один и он опять-таки партнерский. Наша задача, уважая интересы подростка, научить его информационной безопасности. Сделать это можно на уровне семьи и образовательных учреждений.

В школах, кстати, даже выдумывать ничего не надо: просто модернизировать курс информатики, включив в него теорию о распространении и классификации информации в СМИ и Интернете, полезные знания и навыки работы с поисковиками, соц.сетями и так далее. Главное, чтобы формат диалога на занятиях соблюдался, а преподаватель был компетентным во всех этих вопросах.

Очень также хочется, чтобы профильный департамент МВД активизировал превентивную работу в Интернете. Страницы с клубами самоубийц, садистов, вандалов и насильников по-прежнему присутствуют в рунете в изобилии.

Ну, а там глядишь, может что-нибудь и изменится к лучшему.

сопровождение семьи, воспитание, Дмитрий Галочкин, дети

Previous post Next post
Up