Dec 10, 2012 16:30
Член Общественной палаты Николай Сванидзе:
«Цель Болотной площади была - продемонстрировать государству и государственному руководству, что оно не может «окуклившись», внутри самого себя, без обсуждения с обществом принимать ключевые политические решения. В частности, сама технология решения о «рокировке» Владимира Путина и Дмитрия Медведева (без учета моего личного мнения о данных политических деятелях!) очень большую часть людей в стране возмутила.
В целом диалог между государством и обществом за этот год так и не состоялся. Государство в каких-то направлениях пошло навстречу обществу, но это движение носило скорее показательно демонстративный, чем реальный характер. Если говорить о взаимоотношениях в паре государство и общество, - в значительной мере, воз и ныне там.
Что касается гражданского общества, то за последний год возникло ощущение, что оно появилось. Год назад я был уверен, что оно затухло. Сейчас мне кажется, что оно есть, пусть и в каком-то зачаточном состоянии.
Проблем у нас прямо скажем немало, в том числе и у гражданского общества. Главное проблема - самоидентификация, разграничение государства и гражданского общества. Дальше должна быть решена другая очень важная проблема - то, каким образом возможен и эффективен диалог с властями.
Меня многое смущает, в том числе, и в законодательстве. Прежде всего - это закон об НКО-"иностранных агентах", закон о государственной измене, введение уголовной ответственности за клевету.
Возникает ощущение, что государство у нас главное, а не человек. К человеку и его правам формируется отношение, как к чему-то нижестоящему, а к гражданскому обществу как к чему-то и вовсе необязательному.
Впрочем, у нас до сих пор существуют разные трактовки понятия гражданское общество.
Вот одна из них: гражданское общество - часть страны, которую объединяет чувство ответственности за свою Родину, как правило, это люди достаточно образованные, независимые, думающие. Иногда к чувству ответственности за страну их приводит чувство ответственности за свои семьи (по моим наблюдениям - это взаимосвязано). Другая трактовка: гражданское общество - это группа людей, наиболее лояльных к государственной власти, которые объединены в формальные общественные структуры».
Член Общественной палаты Елена Лукьянова:
«И Болотная, и все что после нее - в течение последнего года - это ответ общества государству, которое отказывается защищать права своих граждан. В любой цивилизованной стране защита прав граждан - главный приоритет государства, а у нас государство не только не защищает, но зачастую и попирает эти права. И общество неизбежно протестует против этого, люди требуют соблюдения закона - в первую очередь теми, кто этот закон представляет. Можно сказать, что Болотная - это принуждение к праву».
Член Общественной палаты Дмитрий Галочкин:
«К счастью, постепенно из нашей жизни уходит стереотип о том, что словосочетания «гражданское общество» и «раскачивать лодку» тождественны.
Как лидер профсоюзного движения на практике я вижу, что во власти все больше и больше осознают необходимость согласовывать законодательные инициативы и различные решения с представителями гражданского общества. Это медленное движение навстречу обществу постепенно происходит на всех уровнях.
Те же процессы, я фиксирую и как член Общественной палаты. Нас все чаще стали приглашать для обсуждения тех или иных инициатив, в свою очередь, на заседания в ОП РФ стремятся главы министерств и ведомств.
Вообще российское гражданское общество - серьезный катализатор для существенных перемен, в частности, для борьбы с коррупцией. При условии, конечно, что нынешняя кампания - не борьба между правящими кланами, а настоящая системная работа, которая ведется с тем, чтобы победить вековое зло».
Болотная,
митинги,
Дмитрий Галочкин,
Николай Сванидзе,
Елена Лукьянова