Капитал что это.

Oct 26, 2012 13:02

Вот определение капитала по Марксу:
В марксистской политэкономии

Любое средство труда при таком подходе рассматривается как физический капитал. Однако средство труда может стать капиталом только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы. Например, сам по себе металлорежущий станок не приносит своему владельцу никакого дохода. Даже его использование лично владельцем станка не превращает станок в капитал. Капиталом он становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в аренду.

Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы.[3]
Капитал - это не вещь, а определённое, общественное, принадлежащее определённой исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общественный характер. Капитал - это не просто сумма материальных и произведённых средств производства. Капитал - это превращённые в капитал средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе - деньгами.[4]

Оригинальный текст  (нем.)  [показать]
- «Капитал», Карл Маркс, 1867, т. 1, гл. 4

Попробуем разобраться в этом определении.
1. Прежде всего отметим следующее: "Капитал - это не просто сумма материальных и произведённых средств производства..." Этим положением Маркс констатирует, что капитал относится к разряду материальных и произведённых (рукотворных) объектов (к разряду вещей). Это ровно то, что я говорил о капитале в посте "Заблуждение С.Лопатникова". 
2. Далее, хотя Маркс утверждает, что "капитал - это не вещь (объект из п.1), а определённое общественное... производственное отношение" (нечто идеальное); оно (отношение) тем не менее по Марксу "представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общественный характер". Но понимать это "представлено в вещи" невозможно иначе, как "материализовано в вещи", как специфическое свойство этой вещи, её отличительная характеристика. Но идеальное представленное в вещи это её предназначение! У ножа это "резать", у лопаты - "копать", у бумаги - "фиксировать краску". А поскольку предназначение неотрывно от вещи, то "капитал - это не вещь" это неправильная и, следовательно, не нужная составляющая определения. И правильно будет сказать:
Капитал это вещь имеющая "определённое, общественное, принадлежащее определённой исторической формации общества производственное" предназначение, которое "придаёт этой вещи специфический общественный характер".
Какое же предназначение у определённого таким образом капитала? Быть средством для достижения общественных целей. Напр. завод утюгов удовлетворяет общественную потребность в утюгах, а РЖД удовлетворяет общественную потребность в перемещении пассажиров и грузов.
3. Разумеется, Маркс имел ввиду другое "отношение". Именно, отношение капиталист-наёмный работник позволяющее капиталисту получать "прибавочную стоимость",  доход с капитала. Причём именно в таком смысле понимают капитал и капиталист, и наёмный работник.
Но тут вот какая закавыка. И то, и другое понимание есть одностороннее субъективное, а следовательно не истинное (не объективное) мнение. Короче, определение Маркса грешит субъективизмом, а мы ведь ищем истину.
4. Но как в этом случае быть с эксплуатацией? Это следующий круг рассуждений учитывающий конечность исходного капитала - его неизбежное изнашивание и моральное старение. 
Но если коротко, то капиталист предоставляет созданное (собранное) им конечное материальное средство (капитал) к услугам общества не задаром и если берёт больше, чем необходимо для поддержания своего капитала "на уровне прогресса", то это эксплуатация общества.

РС. Вцелом текст сырой, так что критика приветствуется.

капитал, Маркс

Previous post Next post
Up