Сегодня, 1 октября, открывается VIII Международный Фестиваль "Басы XXI века". Фестиваль откроет опера Дж.Верди "Аида". Накануне открытия мы поговорили с участникам постановки, звёздами мирового оперного искусства, и теперь предоставляем им слово.
"ЧЕМ МЕНЬШЕ РОЛЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ЕЕ ПЕТЬ"
Исполнитель партии царя Египта, солист Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета им. М.Ф. Ахундова, народный артист Азербайджана, лауреат международного конкурса Али АСКЕРОВ
- Что для вас фестиваль «Басы XXI века»?
- Вообще для любого певца фестиваль - это большое событие, а тем более когда баса приглашают именно на басовый фестиваль. А "Басы XXI века" возглавляет Дмитрий Сибирцев, с которым мы знакомы с 1997 года, и для меня большая честь - участвовать в этом фестивале. С Дмитрием мы познакомились в Баку: у нас проходил конкурс вокалистов имени Бюль-Бюля, это был знаменитый тенор, отец Бюль-Бюля Оглы, по-азербайджански это имя означает «соловей». В Баку тогда съехались вокалисты со всего мира. Председателем жюри была И.К.Архипова и, несмотря на то, что на конкурс она привезла своего ученика и тоже баса, и по воли судьбы он пел ту же программу, что и я, великая оперная певица оценила мое искусство и лично предложила мою кандидатуру на голосование о присвоение мне Гран-При. Это для меня большая честь. Дмитрий Сибирцев тоже участвовал в этом конкуре в качестве концертмейстера и предложил мне сотрудничество. Я согласился, и с удовольствием участвую в его проектах.
- Вы в первый раз поете царя Египта на фестивале?
- Да, до этого на «Басах» я пел в «Севильском цирюльнике», Кончака в «Князе Игоре» - кстати, Кончака мне довелось петь в фестивале дважды: один раз с концертом, второй раз в рамках оперной постановки. Царь Египта - маленькая роль, и петь ее сложнее, чем большую, в больших ролях, если певец ошибется - не доберет ноту, скажем, то в другой арии он может исправиться. А в коротких партиях он должен выступать точно, четко, потому что второго шанса уже не будет. Задача исполнителя - выйти, победить и уйти. Всё. А когда зритель еще и запоминает исполнителя в короткой партии, это вообще замечательно. У меня низкий бас, профундовый, мои партии в больших ролях встречаются нечасто. Приходится петь иногда и совсем маленькие роли. Потому что в основном в операх партии пишутся для высоких, баритональных басов.
- Имеет ли для вас значение партнер по сцене? Или вы автономны в исполнении своей партии?
- У партнера своя работа, у меня своя. Я человек не капризный. Мне приходилось петь и с великими певцами - Владиславом Пьявко, Александром Ведерниковым, - и со студентами, со вчерашними выпускниками консерватории. Не должно быть такого, что с этим я хочу петь, а с этим - не хочу. Каждый должен отвечать сам за свою работу.
"РАМФИС - САМЫЙ МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК В ОПЕРЕ"
Исполнитель партии Рамфиса, солист Государственного академического Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Вадим КРАВЕЦ
- У вас в Самаре в рамках фестиваля было всего несколько репетиций. По ощущениям, как вам постановка, коллеги?
- Всё очень нравится, особенно - традиционность постановки, сейчас это не так часто встретишь, я терпеть не могу модернизованные версии, особенно когда Аида сидит на унитазе или Рамфис выходит в костюме обезьяны - меня это не прельщает. А на Западе это модное сейчас течение.
- Что можете сказать про Рамфиса?
- Это самый мудрый человек в опере. Он абсолютно всё предвидел, и в конце, обрекая Радамеса на смерть, он по-другому просто не мог поступить, поскольку человек он государственный. Он, может быть, и жалеет Радамеса, но как должностное лицо он не может поступить иначе, чем поступает. Это его обязанность. Потому что предательство было совершено. И должно быть наказано, вне всякого сомнения.
- Это ваши первые «Басы»?
- Да. Когда-то я пел в Самаре на Пасхальном фестивале, несколько лет назад, но в «Басах» я впервые, надеюсь, что не в последний раз. Театр мне очень нравится, здорово, что здесь всё новое. По репетиции сложно судить об акустике, оценить ее можно только непосредственно на спектакле, при заполненном зале. Но сам зал очень красивый, и здорово, что он сделан не как кинотеатр, а как настоящий оперный театр.
"МУЗЫКА ДИКТУЕТ АРТИСТУ ОТНОШЕНИЯ НА СЦЕНЕ"
Исполнитель партии Радамеса, солист Московского театра Новая Опера им. Е.В. Колобова Сергей ПОЛЯКОВ
- Какие у вас впечатления о постановке после репетиций?
- Постановка очень нравится, одна из лучших идущих на сегодняшний день в мире - только, может быть, ещё в Метрополитан-опера и нескольких других театрах существует абсолютно классическая постановка, без модернизаций, не идущих ей на пользу. Для меня большая удача, что я попал к вам на фестиваль, буду дебютировать в партии Радамеса, раньше ее не исполнял в спектакле - только в рамках концертов. Театр мне очень нравится, очень хорошая акустика, все новое, всё здорово.
- Что скажете о коллегах и о своем персонаже?
- Что касается персонажа, Радамеса - наверное, самая сложная моя теноровая партия. Я пел и Калафа, и Сергея в «Катерине Измайловой» - большие крепкие партии, но Радамес для меня - своеобразное испытание. Это образ, в котором есть над чем подумать. У нас было три репетиции, хотелось бы, конечно, побольше порепетировать, чтобы лучше знать «географию» сцены, и с маэстро… Александр Анисимов очень хороший музыкант, комфортно с ним работать, приятно его отношение к солистам. Коллеги замечательные, отличные голоса… С кем-то я уже работал прежде, как, например, с Анастасией Бибичевой...
- Имеет ли для вас значение, когда вы выходите на сцену со знакомым партнером или с новым?
- Нет. Музыка диктует подход к партнеру по сцене. Здесь уже нет знакомых, родственников и так далее - в повседневном понимании. Музыка вас связывает. Она направляет ваши отношения. Даже если в действительности между партнерами они не самые тёплые. Это вопрос профессионализма - насколько человек способен переступить на сцене барьер личных отношений и донести образ до зрителя. Потому что самое главное - это тот, для кого мы поем, для кого совершенствуемся, шлифуем свою роль, работаем над своим голосом… Наш зритель.