В.Л. Авагян: Квадратный корень жизни

Mar 13, 2017 03:56

Оригинал взят у ss69100 в В.Л. Авагян: Квадратный корень жизни


Надеюсь, вы помните незабвенную школьную тетрадь «в клеточку»?

Так вот, на картинке - заштрихованные клеточки на страничке в такой тетради. Они нужны нам для удобства и наглядности понимания мега-проблемы рода человеческого.

Для начала примем, как данность: все производимые или дикорастущие блага - находятся на площади (на территории, в пространстве и т.п.).

Таким образом, деньги - это отведённая лично вам для жизни полезная площадь планеты.

Денежные знаки - бумага, макулатура, пустышка, денежные знаки лишь обозначают ту или иную площадь с благами, которая за ними стоит.

Посмотрите на картинку: чтобы у вас была копейка - надо, чтобы на вас работал такой квадратик площади. Сами ли вы на таком квадратике колос выращиваете, или кто-то за вас - дело пока десятое.

Если вы съели хлеб - то вы съели колос, а колос должен был где-то вырасти. И если хлеб съели вы - то колос рос для вас. А если не вы - то не для вас. Даже если вы его лично растили - рос он не для вас.

Чтобы у вас в кармане была реальная (а не выдуманная в рамках, например, настольной игры «Монополия») копейка - вам нужен такой квадратик земной площади, работающий на вас. Чтобы было две копейки - нужно два квадратика. И т.п.
Наша модель - условная. В реальной жизни квадратики различаются по продуктивности, естественно [1]. Кроме того, продуктивность квадратиков со временем меняется [2]. Но, как говорят об «условном топливе» - так и мы имеем права говорить об условном квадратике-копейке (или центе).

В среднем исчислении на абстрактный квадратик приходится какая-то стоимостная величина, которая и ОБЕСПЕЧИВАЕТ СМЫСЛОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ. Ведь без доступа к благам площади (её территории, недрам, плодородному слою, воздушному пространству, транзитным возможностям и т.п.) любые деньги потеряют смысл.

Если вам за деньги не дают больше материальных благ - значит, ваши деньги перестали быть деньгами. А материальные блага - всегда в пространстве материального мира.


Отсюда мегапроблема:
Наделённость, включённость человека.

Не все включены. А те, кто включены - по разному включены. Кому квадратик полагается маленький, а кому - гигантский. Пользователь гигантского квадрата угнетает пользователя маленького, но оба они вдвоём морят того, на кого площади вообще не выделено.

Трагедия капитализма заключается в экспансии неограниченной прибыли - которая формируется, конечно же, не «из воздуха», а за счёт переориентации на доминирующего пользователя новых площадей планеты Земля.



Неограниченность прибылей => требует поглощения ресурсов неограниченно. (Точно так же, как поездка без ограничений - требует и горючего в бензобак без ограничений, лимитов и норм).

+ Правовой нигилизм. Нельзя ограничить поведение человека законами - и при этом не ограничить его обогащения.

***

В чем же правда жизни? И рациональное зерно советского Госплана?

В том, что можно удовлетворить ограниченную норму.

Но нельзя удовлетворить безразмерные амбиции.

Можно дать человеку чашку риса. Потом понять, что это очень мало, и дать две. Три, наконец, пять - пусть обожрётся, раз урожайность позволяет. Но нельзя дать человеку неограниченное количество чашек риса.

Как и любого другого, приобретаемого за деньги, продукта, товара, услуги.
Во-первых, бесконечности благ нет в природе - а денег можно напечатать любое количество, ноли на купюре добавлять несложно.
Во-вторых, тот, кто себе возьмёт слишком много - другим оставит слишком мало. Начнётся процесс ВЫМИРАНИЯ ОБДЕЛЁННЫХ - на которых площадь Земли больше не работает, потому что вся ангажирована доминантом…
С уходом из оборота ограниченной нормы потребления благ на человека - уходит из общества нормальность, вменяемость в целом, начинается процесс раскручивания аномии, патологической ненормальности…

***

Столкнувшись с силами природы - люди ощутили на себе всю их негостеприимность. Как проклятие, изрекает книга «Бытие», открывающая Библию: земля «…терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят…».

Для того, чтобы земля произращивала не только тернии и волчцы, но и что-нибудь полезное (я имею в виду не только сельское хозяйство, но и всё, что делается на земле) - нужны человеческие усилия. Желательно - коллективные. В борьбе с природой, со стихиями люди объединяются. А в борьбе друг с другом - наоборот, разделяются. Схема тут такова:
Человек => природа => антропогенная среда
Человек => антропогенная среда => захват

То есть, воздействуя на природу, человек производит из неё ВСЕ потребительские блага, антропогенный ландшафт. А воздействуя на этот антропогенный ландшафт - человек производит захват.

Для того, чтобы расчистить поле - человеку нужен другой человек. А для того, чтобы владеть расчищенным полем - другой совсем не нужен.
Отсюда мы встречаем шизофрению всей истории, как бы раздвоение личности исторического человека:

= В борьбе с природной средой, «терниями и волчцами», человек видит в других людях союзников.

= В борьбе с другими людьми - он воспринимает их, как врагов.

***
Упорядчивание среды => преодоление межчеловеческой вражды
Межчеловеческая вражда => преодоление упорядочивания среды

Вражда возникает для захвата упорядоченной среды - но в ходе вражды среда разрушается, становится менее упорядоченной. Ожесточаясь, эта борьба за дело чужих рук - в конечном итоге побеждает всякое представление насчёт общечеловеческих интересов. «Человек-друг» оборачивается «человеком-волком», что, возможно, и породило легенды про оборотней…

***
Из шизофрении исторического процесса мы можем извлечь правильное представление о ВЕЧНОМ противостоянии вечного капитализма и вечного социализма. Это не формации, не текущие исторические временные реалии. Эта сама суть истории. Тот материал, из которого история сложена.

Раздвоение личности исторического человека - включает в каждого из людей и стремление упорядочить Землю, победить на ней тернии и волчцы, и стремление к захвату чужой, готовой упорядоченности.

Историческая шизофрения свойственная всем людям и прослойкам общества. В момент их торжества, наступления - у них увеличивается соблазн капитализма, получает конкретное обоснование стремление хапнуть от жизни побольше.

В момент поражения, отступления - усиливается ностальгия по всем историческим моментам социалистического уклада. С некоторыми поправками на свободу воли личности - чаще всего, человек, который бьёт - капиталист, а человек, которого бьют - социалист. Если они поменяются местами (опять же с оговоркой - о свободе воли) - с высокой долей вероятности поменяются и их настроения.

Разорившийся капиталист гораздо более восприимчив к идеям социализма, чем успешный. И напротив - какой энтузиазм вызывает капитализм у начальников общества мы видели на примере верхушки КПСС…

***

Вечные капитализм и социализм - не просто теоретический диспут. Азарт борьбы, азарт погони хищника выходит за рамки рациональности, и зачастую успешный капиталист совершает совершенно иррациональные зверства, предаётся замутнённому безумию. О таком говорят - «опьянел от крови»…

Полон эмоциями и вечный социализм. Страшной, лютой, накалённой становится у практиков эмоциональная ненависть к «укравшим жизнь». Осознавая, что обобраны до нитки, и часто не в одном поколении - эти люди заряжены иррациональной ненавистью к верхушке, к богачам, к начальству.
Мы встречаем в истории тут и там кровавые расправы верхов над низами, и низов над верхами, попеременно отражающие меру и степень взаимной ненависти в борьбе за земные ресурсы, составляющие материальные радости жизни.

***

Человек разумный - потому и называется разумным, что не может радоваться никакой кровавой расправе, и сопереживать никакому эмоционально-иррациональному, непропорциональному воздаянию.

Человек разумный изучает разлитую в истории ненависть - чтобы ввести рациональные ограничители этой ненависти. То есть засадить зверя ненависти в клетку, а не выпустить его на волю.

Для этого теоретик обязан понять то, чего категорически не понял ни К. Маркс, ни марксисты. А именно: разделение процессов УПОРЯДОЧИВАНИЯ и «ОСВОБОЖДЕНЧЕСТВА».
Упорядочивая землю, чтобы она не только тернии и волчцы нам растила - мы обязаны упорядочивать и самих себя.

Это означает, что власть норм над человеком не сокращается, а усиливается. То, что можно было себе позволить дикарю, и что для дикаря вполне терпимо в поведении - для цивилизованного человека немыслимо и нетерпимо.

Трагедия революционного движения XIX-ХХ веков в том, что оно в горниле борьбы намертво сплавило в единый слиток ВАГНЕРИЗМ [3] и БАКУНИЗМ [4], теории планового производства, распределения - и разнузданного анархического освобожденчества в стиле незабвенных строк А. Блока «…Эх, эх, без креста!».

Но ведь понятно, что ни плановое производство, ни плановое распределение - освобождения человеческой разнузданности не порождают, и даже совсем наоборот. Они складываются антагонистически:
Упорядочивание: "надо".
Освобожденчество: "хочу!"

***

Или общество делает то, что, хорошенько подумав, оно признало необходимым - пусть даже и неприятным лично для исполнителя. Или же его члены делают, что хотят, идут, куда их тянет и занимаются исключительно тем, что им нравится.

Во втором случае - вскоре не станет ни общества, ни его членов, потому что это матрица животного, зоологического поведения.

***

Общество, которое своим членам слишком много воли дало - дичает и разрушается. Естественной смертью ему умереть не дадут - соседи по планете зорко следят - где выкроить ещё квадратик-другой площади, из тех, что делают деньги деньгами.

Власть над территорией - источник денег, причём единственный.

Страсть человека к обогащению - требует от него территориальной экспансии как в открытом (колониализма), так и в латентном (неоколониализм) виде.

Поэтому экономику исходно мы должны рассматривать как участок для питания, и шире говоря, жизни в любой её форме. Будем помнить, что для врага только мёртвый - удобрение, а всякий живой - даже нищенствуя, потребляет ресурсы Земли и тем истощает кошелёк врага.

Участок, необходимый для жизни - защищается оружием и волей к сопротивлению. Это материальная реальность, грубая в своей материальности.
Но она неотделима и от духовных процессов. Для тех, кто намерен всерьёз, настоящим образом - сражаться за жизнь и право продолжить род, за территорию, единственный источник всех и всяческих благ - нужен и свой особый «участок духа» - защищаемый и оберегаемый в духовном смысле.

Конечно, дух - не материя, и он не имеет площади, протяжённости. Но я имею в виду особое «пространство» святынь и традиций, национального духа - покушение на которые мобилизует людей в едином порыве.
Живут (не вымирают, не истребляются) - в конечном счете, только такие люди…

[1] Один приносит 10 копеек, другой - 0,1 или даже меньше.

[2] Как писал Н.И.Вавилов - «задача учёного сделать так, чтобы вырастало 2 колоса там, где раньше рос один». То есть квадратик может удвоить, утроить продуктивность с течением времени. Может, и наоборот, потерять её, деградировав, в процессе опустынивания и т.п.

[3] Адольф Вагнер (1835 - 1917) - немецкий экономист. Сформулировал в 1892 году закон о постоянном возрастании государственных потребностей и расходов, который впоследствии стал носить его имя.

[4] Михаилич Бакунин (1814 - 1876) - русский революционер из рода Бакуниных, один из идеологов анархизма. Стоит у истоков социального анархизма.

В.Л. Авагян

***
Источник.

Авагян

Previous post Next post
Up