4 ноября 1892 г. в селе Трехсвятском Малоярославского уезда Калужской губернии в семье священника родился Дмитрий Николаевич Лоренцо - будущий основатель Уральского конструкторского бюро вагоностроения УВЗ . Человек, который на многие десятилетия вперед определил направление развития отечественной вагоностроительной отрасли.
Первоначальное образование получил в сельской школе, потом учился в духовном училище и семинарии, которую не закончил. С 1913 года по 1921-й будучи студентом механического факультета Киевского политехнического института работал над созданием сельхозмашин на Акимовской опытной станции, заведующим Харьковским тракторным бюро, инструктором Киевского земотдела. После окончания института трудовую деятельность начал в должности инженера совнархоза.
На Уралвагонстрой Д.Н. Лоренцо приехал по мобилизации в 1931 году и по март 1933 года занимал должность заместителя главного инженера Уралвагонстроя. С марта 1933 года по май 1934 года он - старший инженер по вагоностроению Уралвагонзавода, а по май 1935 года - начальник экспериментального цеха.
В мае 1935 года Лоренцо назначен главным конструктором Уралвагонзавода. В сентябре 1941 года вагоностроение на заводе было прекращено, а конструкторский отдел во главе с Лоренцо в январе 1942 года эвакуировался на завод имени газеты "Правда" в Алтайский край. С восстановлением вагоностроения по приказу наркома был возвращен на УВЗ в ноябре 1945 года.
7 февраля 1959 года Д.Н. Лоренцо назначен на должность главного консультанта по вагоностроению при главном инженере завода. 1 июня 1962 года Д.Н. Лоренцо ушел на заслуженный отдых, продолжая работать главным консультантом.
Дмитрий Николаевич обладал технической дальнозоркостью, видел перспективу развития отечественного вагоностроения на многие годы вперед. Использование в вагоностроении сварных конструкций, периодических профилей проката, контактно-точечной сварки, низколегированных сталей, алюминиевых сплавов, питых деталей - его идеи, воплощенные в вагонах. Он предвидел большую потребность транспорта в большегрузных вагонах и работал над повышением грузоподъемности за счет увеличения осевой нагрузки и повышения осности. Опытные образцы восьмиосных полувагонов были изготовлены и испытаны еще в 1948 году. На УВЗ все вагоны выпускались с автосцепным устройством, переход на автосцепку в целом по стране закончился только в 1957 году. Лоренцо был глубоко убежден, что путь повышения прочности и долговечности грузовых вагонов - в создании цельнометаллических конструкций. Уже в 1939 году разработан проект четырехосной цельнометаллической гондолы на контактной точечной сварке.
За короткий промежуток времени (1936-1940) коллектив проделал большой объем проектных работ. В результате три изделия (полувагон, крытый вагон и платформа) были поставлены на конвейер серийного производства. Проект шестиосной гондолы для Балхашстроя передали Днепродзержинскому вагонзаводу. Были выполнены рабочие чертежи, изготовлены и испытаны образцы других изделий.
В войну по постановлению правительства конструкторский отдел был эвакуирован в Барнаул. В тяжелое военное время были спроектированы двухосная платформа грузоподъемностью 30 тонн для перевозки военной техники, двухосный крытый вагон с деревянно-металлической рамой, двухосные и четырехосные цистерны.
В ноябре-декабре 1945 года конструкторский отдел возвратился в Нижний Тагил и начал функционировать как отдел главного конструктора на Уралвагонзаводе (был определен головным в отрасли по полувагонам, тележкам, автосцепным устройствам).
Мозговым центром, генератором идей конструкторского отдела был его руководитель, главный конструктор Дмитрий Николаевич Лоренцо. Он в совершенстве знал технологию изготовления вагонов, обладал чутьем и вкусом ко всему новому.
Лоренцо поставил депо так, что с ним считались министерство, Госплан, ЦНИИ МПС, институт Патона. Он решал крупномасштабные задачи, связанные с перспективами развития отечественного вагоностроения.
К началу 50-х авторитет Лоренцо и его конструкторского бюро был настолько велик, что ему стали поручать разработку тем, связанных с железнодорожным транспортом весьма условно. Так, под руководством Дмитрия Николаевича, на Уралвагонзаводе началась работа по созданию отечественных средств транспортировки криогенных жидкостей и заправочных комплексов боевых и космических ракет. С их помощью были запущены все космические корабли СССР - от первого спутника земли до системы «Буран-Энергия».
Как высочайший профессионал, Лоренцо понимал, что внедрение новых конструкций и технологий невозможно без научно-исследовательских работ. Именно поэтому в состав конструкторского отдела входила научно-исследовательская группа. Многие работы проводились совместно с институтом сварки -
институтом Патона. Дмитрия Николаевича и Евгения Оскаровича связывали не только деловые отношения, но и личная дружба.
Лоренцо был талантливым руководителем. Если ставил перед коллективом задачу, сотрудники делали все, что от них зависело, а порой и больше, чтобы она была решена. Он сумел создать великолепный микроклимат, вся атмосфера отдела была проникнута духом взаимопомощи и взаимопонимания. Однако в душу к подчиненным главный конструктор не лез, не был добреньким, дело спрашивал жестко.
Он был поразительно скромен. Не из тех, кто может оттолкнуть другого локтями. В войну чуть не умер от истощения. Беспартийный Дмитрий Николаевич жил по собственному моральному кодексу, первым пунктом которого была жесточайшая требовательность к себе. И у него, человека огромных заслуг и авторитета, была лишь одна правительственная награда: медаль "За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", которую имели практически все труженики тыла.
В жестокости человеческого забвения есть что-то от естественного отбора. Помнят достойных. Тех, кто отдал себя без остатка людям и делу. Существует обратная связь памяти: человек живет в воспоминаниях знавших его людей только тогда, когда он это заслуживает.
Дмитрий Николаевич умер 21 июля 1968 года, похоронен на кладбище Вагонки.
В год 120-летнего юбилея со дня рождения Лоренцо вышла в свет книга «Эра Лоренцо».
Над книгой «Эра Лоренцо» работали ветеран УКБВ, инженер-конструктор Надежда Першхайло и кандидат исторических наук Сергей Устьянцев. Авторы с привлечением большого количества документальных материалов, иллюстраций, чертежей, фотографий представляют стиль, методы работы Лоренцо и, конечно, личность этого выдающегося человека.
Как пишут авторы книги: «Инженером Лоренцо был не просто талантливым, а уникальным. Он на полстолетия вперед видел развитие своей отрасли. «Человек, опередивший время» - так говорят о нём не только на Уралвагонзаводе. И до сих пор к идеям и проектам Дмитрия Лоренцо обращаются современные российские учёные и конструкторы.
В истории науки и техники немало ученых и инженеров, чьи имена не очень громки и известны, но чей вклад в развитие науки и техники огромен и воистину бесценен. К таким людям относится Дмитрий Николаевич Лоренцо, яркий незаурядный человек, высокоинтеллектуальный и эрудированный специалист, инженер высочайшей квалификации, главный конструктор по вагоностроению Уралвогонзавода.»
По материалам сайтов:
http://historyntagil.ru и
http://www.uvz.ruP.S. Автора книги Надежду Владимировну Першхайло знаю лично (до сих пор работаем в одном здании, но в разных отделах) - человек высочайшей компетенции, профессионал своего дела.