Герои страны. Максарёв Юрий Евгеньевич

Oct 31, 2015 22:01



31 октября 1941 года к исполнению обязанностей директора Уральского танкового завода № 183 приступил Максарёв Юрий Евгеньевич.

Максарев Юрий Евгеньевич - директор орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Уральского танкового завода имени Коминтерна Народного комиссариата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил).

Родился 10 августа (по старому стилю 28 июля) 1903 года в Порт-Артуре, ныне город Люйшунь Китайской Народной Республики. Сын русского офицера. Окончил кадетский корпус в 1917 году.

С 1917 работал электромонтером в одной из петроградских артелей, с 1919 - кладовщиком в Петроградском фотоинституте. В 1920 вступил в Красную Армию, телефонист. Участник подавления Кронштадтского восстания (1921). В 1921 году вступил в РКП(б). В 1921 году уволен по сокращению из РККА и поступил в Петроградский политехнический институт. Был вынужден прервать учебу из-за материального положения и в 1922 - 1923 годах плавал кочегаром на транспорте "Трансбалт". В 1923 году восстановился в политехническом институте, откуда в 1924 году перевелся в Ленинградский технологический институт. Окончил его в 1930 по специальности "инженер-технолог".

Ещё во время учебы стал трудиться техником на заводах "Большевик" (1926-1927) и "Гипромез" (1927-1929) в Ленинграде. В 1929 году пришел на завод "Красный путиловец" (с 1934 Кировский завод), где произошло его становление как крупного специалиста и организатора оборонной промышленности. С 1929 года был мастером, механиком цеха, с 1932 года заместителем начальника цеха, затем начальником кузнечного цеха и начальником танкового отдела завода.

В 1938 назначен директором Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна № 183 на место арестованного и расстрелянного предшественника. По существу завод являлся танковым и выпускал легкие танки Т-35 и БТ, а конструкторы завода во главе с М.Кошкиным и А.Морозовым совершили трудовой и человеческий подвиг. Работая на энтузиазме, при явном и скрытом противодействии большинства московских руководителей промышленности и Наркомата обороны они создали и всесторонне испытали новый танк, ставший легендой. Исключительно много для создания Т-34 сделал и директор завода Максарев. В 1940 году Харьковскому заводу было поручено первому в СССР спешно осваивать массовый выпуск Т-34, и эта задача была успешно выполнена. К началу войны выпущено свыше 1 тысячи танков Т-34.

В годы Великой Отечественной войны Максарев руководил работой завода в условиях приближающего фронта. Завод не эвакуировали до последней возможности, так как тогда остальные предприятия танковой промышленности были либо на пути в эвакуацию, либо только начинали воссоздание на новых местах, и поступление новых танков в действующую армию почти отсутствовало. Когда партийное бюро завода постановило при налетах вражеской авиации не останавливать работу и не спускаться в бомбоубежища, Максарев сам стал при каждом налете переходить в цеха, находясь вместе с рабочими. В сентябре 1941 года, когда Харьков был оставлен Красной Армией, сумел за считанные дни произвести демонтаж и полный вывоз оборудования и производственных запасов на Урал. Там в такие же кратчайшие сроки Максарев организовал восстановление производства танков.

Однако в феврале 1942 года по распоряжению Сталина Максарев был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков, его намеревались отдать под суд. Спас его заместитель Народного комиссара танковой промышленности И.М.Зальцман, прибывший на завод для разбора ситуации и повышения выпуска танков. В 1942 году Максарев несколько месяцев был главным инженером Кировского завода в Челябинске.

В том же 1942 году вернулся в Нижний Тагил главным инженером, а с 1942 по 1946 годы был директором Уральского танкового завода № 183 им.И.В.Сталина (Нижний Тагил). Организовал поточное производство танков, широко внедрял новые сварочные технологии академика Е.О. Патона, также работавшего тогда в Нижнем Тагиле. Завод в годы войны выпустил около 35 тысяч танков Т-34. При этом была решена казалось бы, невыполнимая задача по повышению жизнеспособности танка (пробег танка, ресурс двигателей и узлов, движение без ремонта). В результате советские танки постоянно манервировали, ходили в глубокие дерзкие рейды по тылам врага, целые танковые армии совершали марши своим ходом, появляясь на участках фронта в сотнях километров от прежнего места пребывания внезапно для врага.

За выдающиеся заслуги в деле освоении производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводом Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Юрию Евгеньевичу Максареву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина.

Воспоминания ветеранов оборонной промышленности военных лет практически единодушно сходятся в оценке Максарева как исключительно грамотного и талантливого инженера, требовательного, но тактичного руководителя. Сам отличный новатор производства, Максарев всегда поддерживал новаторство подчиненных. Так, на его заводе с 1942 по 1945 год внедрено в производство свыше 3 тысяч новаторских предложений, давших экономию на 110 миллионов рублей. Завод за время его руководства Ю.Е. Максаревым был награжден орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени.


С марта 1946 года был первым заместителем Министра транспортного машиностроения СССР, одновременно - начальник Главного управления танкового производства Министерства. С марта 1949 года - заместитель председателя Бюро по машиностроению и судостроению при Совете Министров СССР. С января 1950 года - Министр транспортного машиностроения СССР. В 1952 - 1961 года - кандидат в члены ЦК КПСС.

После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 года при реорганизации правительства Министерство транспортного машиностроения включено в состав Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР, а сам Максарев стал заместителем министра в новом объединенном Министерстве. В отличие от большинства сталинских наркомов и руководителей, снятых или пониженных в должностях при Н.С. Хрущеве, Максарев оставался на высоких государственных постах. Был заместителем председателя Бюро по машиностроению в 1954 - 1955 годах, первым заместителем председателя Государственного комитета по новой технике в 1955 - 1957 годах. С 1957 года - председатель, а с 1959 года - первый заместитель председателя Государственного научно-технического комитета.

С 1961 года возглавлял Комитет по делам изобретений СССР, который в 1963 году переименован в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. В 1965 году этот комитет вновь переименован в Комитет по делам изобретений СССР, а в 1973 году опять произошло обратное переименование в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. Все эти году Комитет возглавлял Ю.Е. Максарев. За годы руководства комитетом Максареву удалось поднять дело изобретательства в стране на мировой уровень. Была создана хорошая законодательная база, переработано патентное и авторское право, СССР подписал и неукоснительно соблюдал все важнейшие международные конвенции и соглашения по делам изобретений и открытий. В августе 1978 года Ю.Е. Максарев вышел на пенсию.

Депутат Верховного Со
вета СССР 2 созыва (1946 - 1950).

Лауреат Сталинской премии (1946).

Генерал-майор инженерно-танковой службы (21.01.1945). Награждён семью орденами Ленина (1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1951, 1954), орденами Октябрьской Революции (1977), Суворова 1-й степени (1945), Кутузова 2-й степени (1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1966), медалями.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 11 ноября 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок 10).




Имя Героя носит улица в Нижнем Тагиле. На жилом доме на Кудринской площади Москвы, где жил Ю.Е. Максарев, в его честь установлена мемориальная доска.





В 2003 году в Российском Агентстве по товарным знакам учреждена ежегодная премия имени Ю.Е. Максарева за лучшую диссертационную работу, внесшую существенный вклад в решение проблем правовой охраной интеллектуальной собственности в России.

По материалам сайта http://old.warheroes.ru/

Максарёв, Нижний Тагил, ВОВ, Герои, Уралвагонзавод

Previous post Next post
Up