Одна из основных задач архитектуры -- это определить части системы. Архитектура психики -- это прежде всего нарезка системы на какие-то "логические" (чаще всего функциональные, технологические, объясняющие механизмы работы) компоненты и "физические" (конструктивные, с чётко обозначенными интерфейсами, объясняющие механизмы изготовления-логистики-
(
Read more... )
Пару соображений из личного опыта (сугубое ИМХО):
1. Формальные описания компонентов психики можно и нужно сопровождать указанием практических (т.е. реализуемых через действия) методов, посредством которых данный компонент и его границы можно пережить. Например, что такое бессознательное (предпочитаю пользоваться термином внесознательное, недостижимое для произвольного внимания и стоящей за ним воли/намерения) можно пережить посредством перепросмотра (долго) или холотропного дыхания (быстро), когда на тебя вдруг вываливается какой-нибудь тщательно забытый скелет. Про десять тыщ форм внимания и говорить нечего, здесь только в процессе выполнения тех или иных нормативных упражнений можно понять, что такое какая-нибудь деконцентрация по полю невосприятия ( ... )
Reply
Reply
Reply
Наверняка есть возможности значительно ускорить данный процесс, но тут неизбежно вылезет момент, который не всегда улавливают. Помехи и сопротивления - главное препятствие эффективной мыследеятельности, - опираются на те же нейрофизиологические механизмы. В той схеме психики, которую я пока разделяю, это просто ещё одни содержания психики, её автономные устойчивые феномены, конкурирующие за ограниченные ресурсы внимания.
Так что, да, тут скорее стоит идти по пути вынесения функций в экзокортекс, по минимуму нарушая сложившееся равновесие.
Так что хотелось бы ещё определить, какие навыки должны быть культурного человека, а какие навыки -- это воспитание в себе "психической обезьяны",
А тут я бы оттолкнулся от того представления о культуре, которое мы принимаем как нормативное + взгляд ( ... )
Reply
Ну, и "особенности нейрофизиологии" это да, но one shot learning люди из deep learning как раз пытаются достичь, отталкиваясь от человеческих способностей. Нужно просто понять, какие там условия и попробовать сделать это основным режимом.
Reply
Reply
Reply
Я совершенно сознательно поставил "волю" в состав психики, её наличие многое позволяет довольно легко объяснять подобные вещи -- если взаимодействие включает "волю", то это что-то внешнее (даже если в составе психики), если не включает, то уже внутреннее, в составе психики.
Вот этот жизненный цикл психического органа извне внутрь по стадиям "неосознанная некомпетентность", "осознанная некомпетентность", "осознанная компетентность", "неосознанная компетентность" может быть крайне важен. Тренировки именно на это направлены. В предприятиях занимаются "постановкой практик", а тут "постановкой психических органов". Хотя органы экзотела это ещё понять можно, а вот органы экзокортекса менее понятны. Нужно подумать над терминологией.
Reply
Коммуникационный аспект я, вроде, отразил -- он обязателен (хотя можно пообсуждать дуальность этой коммуникации: она идёт "внутри" или "с кем-то/чем-то вовне" в случае интериоризации коммуникативного навыка -- но вы неплохо про это сказали в вашем следующем комменте). Так что тут консенсус.
Reply
Leave a comment