Инофрмация про самолёт Ил-62, на котором некогда летал Леонид Ильич Брежнев, настолько заинтересовала, что теперь самому захотелось взглянуть на VIP-самолёт. Пренебрегая советом добираться к нему в зимне-осенний период, который даёт в своём блоге
alexcheban, отправляюсь на осмотр в ближайшее свободное время. Самолёт находится недалеко от Киева, всего в 30км по Одесской трассе, близ посёлка Глеваха. Ил-62 стоит на бетонной площадке, ограждённой забором, территория охраняется. Летом обойти его практически невозможно из-за густорастущей зелени.
Борт СССР-86612 в 1975г. эксплуатировался для перевозки Леонида Ильича. Генсек доверял самолётам совершившим не более 6 полётов, после - их переводили на гражданскую или военную службу. Так и наш герой был передан ВВС СССР в 1978г. Естественно, это был не единственный Ил-62 в ангаре генсека. Брежнев пересел с Ил-18 на Ил-62 в 1969г. На то время это был лучший дальнемагистральный пассажирский самолёт. И хотя он уступал в дальности полёта Ту-114, по уровню безопасности и комфорта Ил-62 опережал все самолёты аналогичного класса. Благодаря этому Ил-62М в модификации "Салон" до марта 1997г. был основным самолётом президента России. Ранее эти машины, эксплуатировавшиеся в 235-м авиаотряде гражданской авиации (Отдельный Правительственный), обслуживали всех генсеков ЦК КПСС, начиная как раз с Брежнева.
Особое внимание в конструкции самолёта уделялось безопасности. Повышение тяговооруженности обеспечивало взлёт и набор высоты в случае отказа одного из двигателей. Устройства реверса тяги на внешних двигателях позволяли не только сократить пробег, но и при необходимости прерывать взлёт, остановив самолёт в пределах ВПП. Также гарантировалась безопасность при посадке на мокрую или обледеневшую полосу. Аэродинамическая компоновка крыла с наплывом в виде "клюва" хотя и повышает аэродинамическое сопротивление, зато повышает безопасность полёта. При попадании в турбулентную зону с сильными вертикальными порывами воздуха вихри, генерируемые наплывами, приводят к появлению пикирующего момента, исключающего выход на большие углы атаки и срыв в штопор. В случае разгерметизации самолёта он может быстро снизиться с высоты крейсерского полёта до 4200м, что позволяет обходиться без индивидуальных кислородных приборов. Система кондиционирования поддерживает в гермокабине давление, равное земному, до высоты 7200м, затем оно понижается и на высоте 13000м соответствует высоте 2400 метров.
Ещё одно обстоятельство повышает степень комфорта и безопасности этому самолёту. Модное в конце 60-х новшество в самолётостроении - расположение двигателей на пилонах в хвостовой части фюзеляжа - позволило резко снизить уровень шума и вибраций в салоне, устранить опасность воспламенения топлива в баках в случае аварии силовой установки.
Сейчас для Ил-62М, даже с усовершенствованной системой шумоглушения, наступили тяжёлые времена. С 1-го января 1997г. США запретили полёты этих машин над их территорией. Причина заключается в более жёстких, чем в Европе, нормах по уровню шума. Так же большой расход горючего, заставляет переходить на более экономичные "экологически чистые" зарубежные лайнеры.
Так и дислоцированный в поле близ Глевахи Ил-62 уже не вернётся в свою стихию. Ему уготована участь стать музеем или рестораном, но пока VIP-борт находится в замороженном состоянии.
*техническая информация - Николай Якубович "Самолёты Ильюшина: лучшие из лучших"