Есть еще шестой тип религии. Он выше осознания. Я называю его религией медитации.
Медитация - это
осознание, спонтанность. Свобода - это состояние, когда забыты все традиции, это нечто радикальное, революционное и личное. Ключевое слово здесь - чит, сознание. Осознание остается наивысшим проявлением интеллекта, чистейшей формой. Лестница у них одна. Интеллект идет вниз по той же лестнице, осознание идет вверх, но это одна и та же лестница. Медитация эту лестницу выбрасывает. Здесь нет никакого движения по лестнице, ни вниз, ни вверх. Движения нет, а есть состояние внутренней неподвижности, Погружения внутрь себя.
Интеллект направлен на других, на внешнее, и осознание тоже. Интеллект разбивает внешнее на части, осознание соеди¬няет с внешним, но оба они ориентированы вовне. Поэтому, если ты правильно понял, первые четыре вида религий я не могу назвать религиозными. Все это псевдорелигии. Настоящая религия начинается в ее пятой разновидности, это самый при¬митивный ее вид, но зато реальный.
Шестой тип религии - это религия медитации, сознания, чит. Человек просто идет внутрь себя. Исчезают все направ¬ления и измерения. Человек пытается быть собой, пытается просто быть. Здесь, в шестом типе религии, живет дзэн. Само слово «дзэн» происходит от слова дхьяна, медитация.
Далее идет самый совершенный тип, седьмой: религия экстаза, самадхи, просветления.
Если для пятого типа религии ключевое слово сат, истина, для шестого типа, религии медитации, ключевым становится слово чит, сознание, то у седьмого, наивысшего вида, это слово ананда, блаженство, экстаз. Вместе они образуют слово сат-чит-ананда - истина, сознание, блаженство.
Религия седьмого типа - это радость, ликование, песня, танец, блаженство - ананда. Медитация приносит огромную радость, поскольку человек может медитировать, а может грустить. Он может медитировать, внутри него вдруг наступит тишина, и он упустит блаженство. Да, медитация может погрузить тебя в состояние внутренней тишины, абсолютного покоя, но если в нем не будет танца, то тебе будет чего-то недоставать. Покой - это хорошо, это прекрасно, но в нем чего-то нет; не хватает блаженства. Когда покой пускается в пляс - это блаженство. Когда покой начинает шевелиться, бить через край - это блаженство. Когда блаженство прячется в зернышке - это покой. А когда зерно прорастает, а потом еще выросло и дерево, на нем появились цветы и зернышко стало цветами, тогда это просветление. Это наивысшее проявление религиозности.
Покой должен танцевать, а тишина должна петь. И если самые потаенные проявления твоего существа не станут смехом, то чего-то все же будет не хватать. Что-то останется не сделанным.