Вот, наконец мы добрались до Понтия Пилата, заглавного героя «романа в романе». Пятый прокуратор Иудеи, судя по множеству оставленных Автором знаков и указаний, был одним из воплощений Воланда. Попробуем доказать это на основе текста Романа.
(
о прообразах романа в романе... )
Comments 31
С кем там еще Пилат был наедине - С Афранием - ну это двойник Абадонны или "молодых людей", чем то его напоминающих. Каифа тоже неплохая кандидатура для "вселения"
Ну и Иешуа...
Собственно, надо ответить на вопрос - кто вселился то???
"Всем знакомые искры" - мы смотрим эту сцену глазами писаря - с его точки зрения - всем знакомы
Конечно, Вы правы - тут Булгаков дает намекает на возможность этой трактовки, но она как минимум не единственная...
А при вселении в Пилата получается история про унтерофмицерскую вдову...
Reply
Попытка взглянуть глубже, увидеть не текст, а автора, не страдающее тело, а высокий дух - это за пределами их плоского мира, в котором они чувствуют себя "на одной высоте" с авторитетом.
Впрочем, что это я разобъяснялся, Вы и сами признаетесь - "мы смотрим эту сцену глазами писаря" :)
Reply
Хозяин - барин.
А также Воланд, Иешуа Мастер и Булгаков в одном лице.
Мое почтение.
Reply
Анонимный текст в стиле незабвенного Огурцова, решившего поруководить творческим процессом, к этому не располагает.
Попробуйте зайти в гости еще раз, оставив апломб за дверью, может быть тогда диалог получится.
Вообще-то, можете проверить по всему журналу, я всегда вежливо отвечаю на любые вопросы.
Reply
Reply
Когда мы видим образы этих идей, то они работают как ключ к замку, и мы тоже через эти образы получаем доступ к этому же источнику творческой энергии. Отсюда проистекает наше эстетическое удовольствие и тот запас новой энергии, который дает такое "культовое" произведение.
Сталин тоже был гений, хотя и одержимый бесами. Поэтому чувствовал чужую гениальность, а к Булгакову отномился точно как Пилат к Иешуа. И хотел бы всё время слушать, да только трусость тирана велит казнить.
Reply
Reply
Не стоит приписывать мне, а тем более Булгакову упрощенных подходов.
Воланд - это дух и часть надличностной силы, управляющей не только Сталиным, а всеми "вождями".
Но сам Сталин - всего лишь человек, и вовсе не равен этой силе. Хотя люди видят в нём именно её.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Однако Воланд руководит коллективными надличными ипостасями, является им изредка.
"один, один, всегда один" - числовой символизм божественной троицы, соответственно Воланд - есть одна из ипостасей Троицы, дух-утешитель. Я предпочитаю называть его Творческий дух, чтобы не путаться в нагромождениях толкований церковных "отцов".
Reply
"Но вот что действительно интересно, так это - кто же в таком случае послужил коллективным прообразом Воланда? Символом какой политической силы может быть «белый плащ с кровавым подбоем»? Наместником какого кесаря является эта сила?"
Reply
бывает
Reply
Но в тексте есть ещё одна небольшая деталь, которая окончательно убеждает нас в точном понимании замысла Автора: «Круто, исподлобья Пилат буравил глазами арестанта, и в этих глазах уже не было мути, в них появились всем знакомые искры».
Пардон, уважаемый Автор, кому это всем? Мы вроде бы только что оказались на балконе дворца Ирода. Да и странно как-то видеть у блестящего писателя столь затертый штамп. Но мы можем сравнить с этим описанием Воланда из 22 главы: «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный...». В этом контексте искры нам всем действительно оказываются знакомы.Согласитесь, логичнее было тогда указать в 22 главе, что искры всем знакомы, а не во второй. Всё-таки, 2 глава раньше повествуется. Да и здесь у Воланда речь об одной лишь искре идёт, когда как у Пилата/ ( ... )
Reply
Я остаюсь при мнении, что "искры" знакомы всем читателям Романа именно как символ революции. Кроме того, повторение много раз местоимения "все" может быть подсказкой в отношении всемирного контекста, который был мной опознан и без этого. Англо-саксонская северо-атлантическая цивилизация после великой депрессии и установления более тесных отношений с Россией действительно вышла к своей 13 стадии, революции Рузвельта.
Reply
Reply
Leave a comment