32. Да будет свет!
(начало,
предыд.) Предновогоднее настроение можно навевать (за отсутствием снега) и подведением итогов, например, нашего философического расследования. Во-первых, следует признать позитивной наблюдаемую тенденцию к повышению банальной эрудиции в вопросах личной психологии. Сейчас это стали называть «эмоциональный интеллект», а раньше называли просто - житейская мудрость. Все эти эннеаграммы, гороскопы, типизации, популярные тексты и тесты хороши в умеренных дозах, если поощряют внимание к ближнему и порождают понимание его природных особенностей личности.
Можно понять, что есть разные психологические типы людей, переделать которых нельзя, а можно только адаптироваться к общению и адаптировать их в социальной или семейной реальности. Лучше использовать позитивные стороны каждой личности разных типов и разных взаимосвязей между ними, а от негативных сторон уклоняться.
Для такой массовой профилактики ненужных конфликтов лучше всего подходит именно Эннеаграмма как самый простая и при этом адекватная, пусть и не подробная типизация. Хотя даже в этой простой схеме слишком увлеченные адепты ухитрились навертеть несколько ошибочных взаимосвязей, но обычные люди вряд ли станут копать даже на этот неглубокий уровень. Важно, что девять самых общих типов и социальных ролей объективно существуют, а значит их можно научиться распознавать, увидеть, как взаимодействуют пары разных типов.
Если бы к этому добавить еще тезис о взаимном притяжении близких типов, а потом их отталкивании в разные роли - то и достаточно для общего понимания. Важно, что адаптированную программу психологического ликбеза на основе Эннеаграммы можно освоить любому образованному человеку, и любой не психолог, но энтузиаст способен передать эти начальные знания другим. Главное в этом деле - не усложнять и не нагружать простую схему излишними сущностями. Хотя профессионалам нужно помнить об упрощенном характере схемы, где красивая симметрия закруглена за счет упрощения и даже ошибок.
Более сложные схемы типизации (MBTI, соционика) как будто специально созданы для формирования слоя психологических «гуру», без которых во всех этих деталях не разобраться. Хотя если бы схема была не приблизительной, а полностью адекватной, то и разбираться в ней было бы не сильно сложнее, чем в Эннеаграмме. Однако именно условная работоспособность этих двух родственных схем порождает спекулятивные домысливания, надстройки над исходной таблицей 4 на 4. Вариантов спекулятивных надстроек может быть сколько угодно, отсюда деление на все новые ветви и «школы», размножение «гуру», не способных однозначно типировать даже самих себя.
При этом намного более сложная и несимметричная майянская модель 5 х 4 и еще на 13 разнообразных спекулятивных надстроек не порождает, но сохраняет адекватность на всех уровнях, в том числе вновь обнаруженных промежуточных «лунных циклах». Однако эта устойчивая адекватность и адекватная устойчивость слишком сложна не только для обычных людей, но и для соционических или астрологических «гуру».
Другая древняя модель из восточной натурфилософии также порождает не менее сложные гороскопы-календари 8 х 8, адекватность которых мы проверить пока не можем. Однако исходный уровень сложности из четырех знаков, окружающих пятый знак в центре, - снабдил нас ключом к расшифровке не только Эннеаграммы, но к пониманию причин искажений в типировании MBTI (и соционики). А вот с майянским календарем китайская грамота совпала в корне.
Открытие Эннеатаблицы 3х3 с двумя осями из психологических функций - «север-юг» (интуитивная-чувствующая) и «запад-восток» (мыслительная-ощущающая) не только совмещает наше философское обобщение с эмпирической схемой доктора К.Г.Юнга. Это открытие дает ключ и к другим психолого-историческим феноменам и эмпирическим схемам, в том числе самым древним, как гороскоп Зодиака. Схема из 12 знаков, скорее всего, является уточнением схемы из 9 знаков, где различаются угловые знаки - «северо-западный» от «западно-северного», например - по иерархии двух ведущих функций.
Укорененное с помощью Эннеатаблицы представление о четырех ведущих функциях позволило нам лучше понять еще одно древнее учение о четырех ипостасях -евангельскую антропологию (плоть - душа - дух - спасительный творческий дух), раскрывающую библейскую символику (скот - жена - муж - сын Творца). В отличие от четырех психологических функций четыре ипостаси личности являются автономными взаимодействующими сущностями, каждая из которых имеет свои четыре функции. То есть личность представляет собой, как минимум, двухуровневый четырехчастный фрактал, над которым имеется еще и надличный уровень фрактала.
При этом четвертая функция интуиции, как и четвертая интуитивная ипостась личности вообще не имеет смысла, кроме как обеспечивающая связь с верхним уровнем фрактала. Самый внимательный читатель мог бы заметить, что четыре автономных ипостаси мы вслед за апостолом Павлом назвали, но не обосновали. Это упущение нужно исправить, а заодно ответить редукционистам, вроде упомянутого биолога Маркова, пытающимся свести личность человека к особо дрессированному животному, а психику и психологию - к нейрофизиологии.
Да, действительно, все четыре психологические функции имеют место и хорошее развитие у высших животных. Однако, известно существенное различие человека от высших животных в развитии лобной доли мозга. У большинства животных есть лишь один участок лобной доли, отвечающий за контроль движений. Даже у человекообразного шимпанзе всего два таких участка, поэтому он может одной конечностью держать орех, а другой - использовать камень для колки. Но если обе руки работают автономно, значит - в психике есть автономно работающие моторные функции, удвоенные по сравнению с хвостатыми приматами. А у современного развитого человека таких автономных центров и таких участков управляющей коммуникации в лобной доле - девять. (Опять это число?)
Кстати, из реконструкции психологических механизмов антропогенеза в эссе «Заповедь Субботы» следует, что самые близкие к роду Homo виды шимпанзе и бонобо - скорее всего, явились побочным продуктом первых стадий антропогенеза. Отсюда их способности на уровне двух автономных ипостасей психики. В отличие от самых умных животных человек может контролировать сразу несколько автономных действий - своих и не только. Однако из этого следует, что в психике человека наличествует несколько моторных (мыслительных по Юнгу) функций, подчиненных разным ипостасям.
И если личных ипостасей - всего четыре, то остальные - скорее всего, надличные. Этим может объясняться, в частности, феномен автоматического, без участия сознания, вождения автомобиля, как и автоматического контроля дороги. Тогда из этого вовсе не следует, что надличных ипостасей всего пять в глубинах коллективного бессознательно. Их может быть и пятьдесят, накопленных за тысячелетия опыта, но подключены к контролю действий могут быть только четыре личных и пять надличных.
Кстати, феномен сознания тоже пока еще не только никем не объяснен рационально, но даже не структурирован для возможного объяснения. А все потому, что нет пока в психологии адекватной модели психики (и личности как ее части). Чем отличает бессознательное вождение и бессознательное ощущение, контроль дороги от таких же сознательных функций? Кроме замедленной реакции в последнем случае. Наверное тем, что сознание участвует, скорее, в обучении вождению, причем речь идет об участии всех личных ипостасей во внутренней и внешней коммуникации по этому поводу. Собственно, внутренняя коммуникация личных ипостасей, отраженная в личной памяти, - это и есть сознание. Дарю определение, пользуйтесь в новом году.
В общем получились вполне приличные итоги для относительно небольшого по объему философского эссе. Однако дальнейшее продвижение в понимании психики возможно только путем исследования взаимодействия ипостасей личности с надличными ипостасями (архетипами), а это гораздо более скрытые слои, не говоря уже о совсем древних, архивных архетипах. Для этого нужны совсем другие методы психолого-исторического анализа. Этим и займемся после Нового года.