Корни и крона психологии (18)

Nov 06, 2018 14:25

18. Тонкие энергии
(начало, предыд.)
«Современная» академическая психология вышла из медицинской психиатрии и сформировалась как «естественная» наука на картезианских принципах еще позапрошлого века. На этом уровне она в целом так и остается, «не заметив» перехода естественных наук на новый квантовый уровень. Достаточно сказать, что информация и энергия как взаимосвязанные базовые понятия для сложных систем, включая кибернетические, практически не обсуждаются в официальном психологическом дискурсе. Несмотря даже на очевидную роль психики как центра управления организма, что не слишком-то умело подменяется ролью мозга и ЦНС.

Причиной таких подмен, умолчаний и торможений является слишком опасная близость психологии к идеологическим дисциплинам ‑ социологии, политологии, и даже к политической истории, обсуждающей мотивы и иные психологические причины действий лидеров и масс. Марксизм при этом оказался слишком простой и даже наивной версией воззрения на человека как социальный атом, поддающийся очищению и воспитанию, а потому имеющий свойства и параметры, заданны внешними социальными факторами. Фрейдизм продержался на тридцать лет дольше в качестве квазирациональной основы либеральной идеологии, потому что выглядит чуть адекватнее и основан на вере в изначальную греховную порочность социальных атомов, которыми можно и нужно манипулировать, адаптируя к нуждам корпораций, организующих порядок из этого хаоса первобытных инстинктов и страстей.

Однако ХХ век с его господством репрессивных идеологий ушел в историю, даже в слегка задержавшейся Америке. По крайней мере, у нас в России никто уже не клеймит кибернетику с генетикой, так же как и импортный фрейдизм с его модификациями уже не интересен совсем, даже как «гендерный» аттракцион американский политики. Так что сегодня ничто не мешает взгляду на психологию человека через призму информационных и самых развитых кибернетических подходов к управлению в живых системах.

Самым интересным для нас моментом в современных воззрениях на информацию является ее неразрывная связь с несущей энергией. Чем больше информации нужно передать или сохранить, тем больше энергии для этого требуется. Только энергия эта - особая, тонкая. Более того, из основ теории управления (кибернетики) нам известно, что управляющий контур любой сложной системы обязательно должен быть изолирован от управляемых контуров, иначе мощные энергии физического движущего контура системы поглотят и сделают неразличимым фоном тонкие энергии управляющего центра.

Справедливости ради нужно отметить, что самые глубокие и интуитивные творцы социально-психологических философских систем, работавшие в начале и середине ХХ века, во многом предвосхитили кибернетические походы к психической энергии как основе социального развития. Так, Арнольд Тойнби в рамках теории цивилизаций говорит об «этерификации» и о переходе к внутреннему развитию на основе «тонкой энергии» как причине и принципу возвышения и роста цивилизаций. Лев Гумилев свою дополняющую теорию этногенеза также выстраивает вокруг понятия «пассионарности» как некоторой особой внутренней энергии, обеспечивающей подъем этносов и суперэтносов.

Наконец, Карл Густав Юнг для своей аналитической психологии переосмыслил понятие «либидо» именно как особого рода психическую энергию, от которой зависит интенсивность тех или иных психических процессов. При этом доктор Юнг прямо указал на сходство юнгианского либидо с энергией Ци из китайской натурфилософии. Той самой энергии Ци, которая наполняет и вдохновляет дифференциацию срединной первоосновы на потоки Инь и Ян и соответственно на пять знаков, девять триграмм и так далее. Такие же тонкие энергии Праны лежат в основе индийской йоги и натурфилософской традиции.

Впрочем, и здесь Юнг, скорее, умалчивает о связи похожей тонкой энергии Пневмы из древнегреческой натурфилософии с евангельской антропологией Ап.Павла, который провел очень похожее на Инь/Ян разделение между ипостасями души и духа, «внешнего человека» и «внутреннего человека», они же иносказательные «жена» и «муж». При этом деление апостолом братии на «душевных» и «духовных» предвосхищает учение Юнга о психотипах.

Тем не менее, не смотря на гениальность философских прозрений Юнга, Тойнби, Гумилева, а также их современника Норберта Винера, всем им не суждено было творить в наш век победившей кибернетики. Обобщить накопленный за три четверти века эмпирический опыт информатики, генетики, других преимущественно информационных предметов, а также ввести в этот круг психологию и социальные науки обязано наше поколение философов. Итак, попробуем внести эту нашу лепту.

Вначале коснемся возможного материального носителя психической энергии и одновременно информации. Вообще говоря, для наших философских рассуждений его обнаружение не обязательно. Для нас важен лишь общесистемный принцип или постулат наличия такого особого контура внутренней психической энергии и связанной на основе этой тонкой энергии информации. Тем не менее, лишний раз обратим внимание на мнение Норберта Винера о крови как вероятном носителе, а также мнение руководителя проекта «Геном человека» Крейга Вентера о наличии внутри организма «управляющей сети», не совпадающей с геномом, в котором на поверку оказалось слишком мало информации. Нам также придется отвергнуть общепринятое в нынешней психологии мнение о ЦНС и мозге как средоточии управляющего центра, поскольку элементарно ‑ иначе бы детям не передавались наследуемые способности. Даже если мозг в процессе роста и переплетения синапсов эти самые способности воспроизводит, то делает это на основе некоей матрицы, передаваемой внутрь эмбриона не через геном, а напрямую в виде мобильных генетических элементов «управляющей сети».

Тем не менее, повторю, вопрос о биофизической или биохимической природе носителя «черного ящика», матрицы «управляющей сети» для данного исследования не принципиален. Важно лишь то, что такой информационный «черный ящик», сотканный из тонких психических энергий внутри нас имеется. Его не может не быть, судя по всем наблюдаемым с древних времен социально-психологическим феноменам, включая дифференцированное наполнение психической энергией разных психических функций.

Главным доказательством существования «тонкой матрицы» являются как раз те самые феномены творчества и восприятия искусства, которые не поддаются объяснению в рамках картезианских моделей, хоть фрейдистских, хоть марксистских. Попытки лучших из лучших лидеров этих школ: Выготского и Юнга ‑ не могут быть засчитаны именно как объяснение, но только как утверждение наличия этих феноменов. Так, доктор Юнг пишет об автономном «творческом комплексе», который у настоящих художников очевидно отнимает энергию (либидо) от обыденных психических функций. Мы можем опознать в этом юнгианском «творческом комплексе» четвертую интуитивную ипостась личности, соединяющую и являющуюся «дверью» между личными и надличными ипостасями.

Об этой творческой ипостаси иносказательно писал Ап.Павел: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава ‑ муж, а Христу глава ‑ Бог» /1Кор 11,3/. Только здесь Христос ‑ это конкретное воплощение монотеистического религиозно-философского творческого начала, а кроме этого бывают творческие ипостаси, подключенные к иным слоям или субъектам внутреннейшего «коллективного бессознательного» или иным личным ипостасям. Так, скажем, творческая ипостась композитора подключена, скорее, напрямую к чувствующей ипостаси личности («жене»), а у скульптура ‑ к деятельной. Да и духовная ипостась бывает руководима не всегда творческим посредником с Богом. В общем, в жизни вариантов и комбинаций много больше, чем одна идеальная духовная связь, воспетая апостолом.

Тем не менее, при всех вариациях воплощения и работы творческого начала есть одна общая характеристика, отличающая истинное искусство от графомании, эклектики и прочих натужных перформансов. Истинное творчество и искусство обладает красотой, воспринимаемой таким же, пусть и не ведущим, но тоже творческим началом зрителя или читателя. Однако, что есть чувство красоты как не высвобождение глубинной тонкой энергии, вдохновляющей на собственную творческую работу!

Почему образ Мадонны или сюжет античной драмы вызывает в душе многих, но не всех, подъем, вдохновляет в смысле исходящего от картины внутреннего «света»? Не потому ли, что этот внешний для зрителя образ на картине или в стихах совпадает, как ключ с замком, с неким глубинным образом в той самой «матрице», где унаследованной от древних предков информацией, цепочкой сюжетов и образов связаны запасы тонкой психической энергии?

Само собой разумеется, что этот механизм добычи глубинной энергии вместе с содержаниями бессознательного ‑ имеет жизненное значение для развития и адаптации, особенно на детских и юношеских этапах подъема личности. Нет необходимости особо доказывать, хотя такие исследования многочисленны, что дети, которым читают сказки и которые позже сами читают книги, развиваются лучше во всех смыслах, не только умения читать. То же самое касается подростков, которых семья и школа направляет в театры и картинные галереи. Хотя у любой медали есть и обратная сторона. Социологические данные, в том числе московского НИИ искусствознания, показывают, что подростки и юноши, перекормленные высоким искусством, становятся циниками и развиваются хуже, чем сверстники, получающие ограниченные дозы «микстуры». Так что можно говорить о перегрузке и «заиливании» каналов восприятия, а также растрате лишней тонкой энергии.

Скорее всего, оптимальным для развития личности является романтический настрой, когда редкие образцы высокого искусства прививают вкус к тонкой эстетике и показывают направление движения в глубины личного и надличного Космоса. Тогда подростки и юноши-девушки готовы увидеть даже в окружающей обыденности контуры культурной мифологии, следуют за ними в своих интуитивных переживаниях и учатся сами хотя бы понемногу добывать тонкие энергии и глубинные смыслы. Если ребенка перегрузить высоким искусством, то возникнет такой же эффект, как с наркотиками, когда организм перестает сам вырабатывать необходимую для развития биохимию.

Можно приводить еще множество примеров и обобщений из психологии искусства, эстетики, которые остаются загадкой для академических школ, однако легко объяснимы именно на основе механизмов доступа к тонкой энергии с помощью символических образов, работающих как ключ к замку или тайному коду. Развитие личности, как мы уже выяснили, хотя бы из обзора К.Уилбера, происходит по шестнадцати или больше линиям развития. Каждой линии соответствует, помимо изначального ядра развития, некий круг сформированных представлений, связываемых с глубинными понятиями и прилагаемыми к ним методами, образцами действий. Чтобы связать внутри данной спиралевидной линии развития соответствующую информацию, нужна та самая тонкая энергия, изолированная от грубых физических энергий. Плюс к этому нужен столь же тонкий строительный материал.

Мы не знаем, возможно, глубинная информация переходит из надличных слоев в личные ипостаси и линии развития сразу в виде готовых цепочек. А может быть, как цепочка ДНК, воспроизводится из тех же элементов по образцу. Но в любом случае нельзя обойтись без затрат тонкой энергии, во-первых, для доступа к глубинным образцам, а затем для соединения добытых цепочек с личными линиями развития. Причем в силу обязательной изоляции «управляющей сети» эти тонкие энергии и элементы не должны вступать в биохимические реакции с теми же ДНК-РНК или носителями более грубых биохимических энергий. Поэтому добыть тонкую энергию можно только из таких цепочек долговременной, в том числе наследуемой памяти.

Кроме эвристической силы для феноменов творчества и искусства, наша гипотеза может быть обоснована через прослеживание обобщенного механизма развития любых социально-психологических процессов через три больших стадии: Подъем ‑ Надлом ‑ Гармонизация, разделенные на четыре четверти. Освоение ребенком сначала моторных действий, связанных с ними эмоций и ограничений материального пространства включает в себя необходимое совпадение внешних и внутренних сюжетов и образов, а значит и высвобождение из глубин «матрицы» тонкой энергии, необходимой для строительства первых линий деятельной ипостаси личности. Хотя на самых первых этапах эта тонкая энергия поступает, прежде всего, с молоком матери.

Поток энергии дает доступ и к следующим слоям «матрицы», связанных с игровым развитием социальных связей на второй детской четверти Подъема. Подростковая четверть связана с образами страхов, преступлений и наказаний, отсюда весь этот «пионерский фольклор». Только нужно помнить, что все эти фазы развития переплетены, и та же романтическая юношеская четверть, питаемая образами культурной мифологии, начинает свой подъем в разгар подростковой четверти.

В целом запас глубинной тонкой энергии вместе с наследуемыми образами внешней материальной, социальной, культурной среды обеспечивает развитие по многим линиям. Однако это развитие будет зависеть от совпадения с внешними факторами, а также от врожденной конфигурации связей между разными ипостасями личности, прежде всего от того, какая из трех личных ипостасей (плотская, душевная, духовная) имеет прямую связь с творческой ипостасью, через которую идет взаимодействие с глубинными слоями «матрицы», коллективным бессознательным. Подъем личности, как и Подъем сообщества, означает формирование многих линий сознательных внешних связей. Так что и в этом смысле тоже соответствует гумилевскому критерию уровня пассионарности, хотя вернее - уровня проявления этой самой тонкой психической энергии.

Двойная экспансия личности в материальном, социальном, культурном внешнем пространстве и в глубинном виртуальном пространстве в какой-то момент (Пик Подъема) достигает пределов. Так что дальнейшая экспансия во внешнем мире не сопровождается подпиткой пассионарности, не находит соответствия в коллективном опыте. Адаптация к нетрадиционной действительности происходит поэтому методом проб и ошибок, хотя и на основе интуиции в лучшем случае. Это требует затрат не только дефицитной энергии, но и социального времени, так что их не хватает на поддержание всей системы. Происходит консервация и отказ от наполнения энергией части созданных линий развития, что на гумилевской диаграмме для сообществ выглядит как понижение уровня в Надломе. Хотя затем в ходе Выхода из Надлома личность находит в себе самой или в социальном окружении творческую интуицию и через нее доступ к новым содержаниям и энергиям.

Наконец, на большой стадии Гармонизации личность выходит на плато зрелости, направляя доступную энергию на поддержание и развитие самых ценных для себя связей и интеллектуальных результатов. От поддержания остальных линий развития, например, от навыков быстрой езды или навыков соблазнения приходится отказываться. Но при этом возвращение к детским играм с внуками и чтению сказок вслух снова восстанавливает часть интуитивных каналов и поддерживает запасы тонкой энергии.

Продолжение следует

ключи, психология, Юнг, философия, Уилбер, Гумилев, культура

Previous post Next post
Up