13. От Раскола к Палингенезу
(начало)Воспользуемся еще одной подсказкой и примерами из «Постижения Истории» Тойнби, описавшего исторический феномен так называемого палингенеза, следующего за расколом в обществе. Греческое слово «палингенезия» переводится как «возрождение» (в церковном русском - «пакибытие»).
Одним из примеров «раскола и палингенеза» у Тойнби является возрождение в России второй половины XIX века византийского имперского духа, выразившегося в общем желании российского общества вернуть Царьград под руку православного императора. Выбор этой неудачной цели и спорной идеологии обусловлен стремлением общества преодолеть глубокий политический раскол после декабрьского восстания 1825 года. Если верить такому эксперту как Тойнби, а причин не верить нет, то такой феномен поиска в далеком прошлом ответов на неразрешимые сложности настоящего - обычное дело для кризисных периодов после раскола элиты. То есть обществу не суть важны даже цена и ценность заявленных целей, как тот факт, что эта возрожденная идеология «Москвы - Третьего Рима» позволяет консолидировать элиту после длительного периода раскола.
Западники, а равно промышленники, банкиры и генералы удовлетворены по-европейски имперскими амбициями и участием в большой политике, церковники - возрождением православных форм и перспективой возрождения единой патриархии, славянофилы - общим стремлением освободить славянские народы. Но главной движущей силой такого «палингенеза» является взаимное стремление правящего меньшинства и отколовшейся от него «внутреннего пролетариата» воссоединиться в едином порыве. Тут следует все же раскрыть одну общую для советской и антисоветской историографии тайну, что таким антимонархическим «внутренним пролетариатом» в русской православной цивилизации был вовсе не рабочий класс, а деклассированное пореформенное дворянство. Настоящий рабочий класс в этом смысле вовсе не пролетариат, но, как Лев Гумилев, мог сказать «У меня профессия есть». А вот вытолкнутое кризисом безземелья в города бывшее крестьянство, тоже деклассированное, да, стало массовой опорой для экс-дворянского пролетариата, интеллигенции. И те, и другие свою ведущую двуединую роль в обществе потеряли, а новую пытались найти вместе, причем, как и в описанных Тойнби случаях античных цивилизаций - на путях военной экспансии.
В контексте нашей темы важно, что XIX век России - это завершение великой (петровской) культурной революции Подъема, в которой узлом 10/11 Пик Подъема является бунт декабристов. Тем не менее, раскол правящей элиты в середине этой последней четверти Подъема тоже имеет место, как и в конце Надлома, в узле 20/21 Раскол. «Горизонтальный раскол» романовской имперской элиты на служивую и интеллигенцию не столь масштабен, как в узле 10/11 всемирной истории, когда такой же раскол в Римской империи породил не только христианство как радикальную ветвь «античной интеллигенции», но целый спектр религиозных движений. Причем религия Нового Завета тоже была палингенезом, возрождением древних пророческих форм иудаизма (Иоанн Предтеча как инкарнация пророка Илии, Иисус как второй Адам).
Аналогично, раскол европейской элиты на рубеже XIX века породил европейскую интеллигенцию, по всем повадкам напоминающую церковь «религии разума» со своей инквизицией и жестокими религиозными войнами. Этот раскол тоже, как и в России, был не вылечен, но временно преодолен в едином порыве имперского милитаризма, то есть тоже палингенеза идеологии наследников Первого Рима. Здесь будет вполне уместна сказочная метафора «мертвой воды», которая сращивает раны без оживления тела.
Период 1992-2012 гг. в российской истории - это тоже 19 стадия Реставрации, как 1720-1945 гг. во всемирной истории. Параллель между второй мировой войной и украинским кризисом с поправкой на масштаб, как минимум, этому не противоречит. Но в любых иных историях стадия Реставрации потому так и называется, что содержит элементы «палингенеза», то есть возрождения «хорошо забытых» форм государственного устройства, как Государственная Дума или губернаторы в РФ. Раскол в элитах образца 1993 года был не по сути, но по форме преодолен в 1999-м через общее осуждение войны в Югославии и объединение в антитеррористической мобилизации. Причем для этого были возрождены не только имперские, но и отчасти советские символы.
Если нам не изменяет историческая интуиция, то сегодня всемирно-исторический процесс находится тоже в узле 20/21 Раскола и в начале 21 стадии Палингенеза, возрождения духа древних религий, эзотерических или философских учений. Отчасти это квазирелигиозное движение «за халифат» уже заметно на Ближнем Востоке, подобно тому, как квазирелигиозным был имперский «поход на Царьград».
Однако главным даже не признаком, а сутью «горизонтального» Раскола глобального общества является выпадение западного и вестернизированного «среднего класса» как ставшей ненужной шестеренки «колеса истории». Подобно тому, как стало ненужным дворянство в закатный век Российской Империи. Глобализированная надстройка все больше разделяется на глобальную корпоративную бюрократию, обращающую внимание лишь на финансовую обратную связь, и на радикализующийся «креативный класс», готовый в смятении и раздражении разнести вдребезги немаленькие страны. Впрочем, борьба за то, куда и как направить высвобождаемую энергию глобального пролетариата умственного труда, только разворачивается.
Продолжение следует