Битва Титаников

Jan 13, 2014 11:49

Эпизод первый, альбионно туманный:
Новейший сериал «Холмс» еще в первые два сезона привлек не только широкую публику, но и мое внимание политического аналитика весьма высоким качеством психологической достоверности нарочито выдуманного сюжета, в том числе филигранным кастингом. Я уже не говорю о том, что все это сделано на фоне множества предшествующих экранизаций, в том числе не менее качественной советской версии. В общем, сразу было ясно, что это «ж-ж-ж» не спроста.
К этому можно добавить, что Холмс в британской культуре и англофильской среде занимает то же символическое место, что граф Монте-Кристо у французов или Воланд у русских. Короче говоря, Холмс - это рационализированный «мессия-лайт» для агностиков и прочих слегка верующих. Так что для британского истеблишмента неразумно было бы всуе растрачивать этот символический капитал, тем более обновленный.
Нужно также заметить, что конандойлевский канон состоит из двух частей. В первой части литературного сериала Холмс спасает общество и ценности «старой доброй Англии» (в лице миссис Хадсон) почти в одиночку, с помощью беспризорников, доктора и инспектора. Зато во второй части, написанной по просьбе поклонников, в том числе королевских кровей, возникает достаточно явная проекция символической структуры с обывательской Бейкер-стрит на политический уровень. Постепенно проясняется, что у королевы, как и у миссис Хадсон, тоже есть свой Холмс, только не Шерлок, а Майкрофт. На рубеже ХХ века перед стартом серии империалистических войн такой дополнительный символический капитал доверия вовсе не помешал британской короне.
Что касается новейшего сериала, то в нем центральная роль Майкрофта (то есть политика) заявлена в первой же серии первого сезона. Но затем, по образцу литературного сериала все творческие силы были брошены на формирование доверия широкой аудитории к обновленному герою. Нужно отдать должное сценаристам и профессиональным психологам, наверняка участвовавшим в написании, им удалось оторвать нового Холмса от предшественников. Так что публике пришлось вместо сравнивания с предыдущими экранизациями и самим романом, то есть обсуждения технических и эстетических моментов, заново самоопределяться по отношению к новому Холмсу. Однако при этом все равно сработали стереотипы и привязанности к Холмсу старому. Уже в этом появлении нового круга фанатов нового Холмса - несомненный успех.
Пауза между вторым и третьим сезоном сильно затянулась. Впрочем, это можно было отнести опять на работу психологов, разогревающих ожидания поклонников. Но это означало и повышение ставок и градуса эмоций относительно ожидаемого. Сам формат «мировой премьеры», когда переводные дублированные версии выходят в один день и час на ведущих телеканалах разных стран, говорит за серьезное повышение символических ставок. И что же мы видим в трех сериях третьего сезона?
Не знаю, как Вы, но мне с первых минут бросилась в глаза намеренная политизация сюжета, которой в первых сезонах не было. Впрочем, во второй серии сезона сценаристы грамотно сбросили этот политический пафос, но не убрали вовсе. Дали благодарному зрителю порадоваться за героев на свадьбе Ватсона на фоне слегка политизированного сюжета о покушении на гвардейцев Е.И.В.
И вот вечером 12 января, а у нас уже ночью 13-го состоялась кульминация, ради которой собственно и вкладывались не только средства, но и недюжинные творческие силы во все серии и сезоны нового Холмса.
Только политически наивный зритель или предвзятый, зашоренный наблюдатель будет отрицать, что все лучшие творческие силы и художественные символы Англии вложены в целенаправленный глобальный удар информационной войны по вполне конкретной политической фигуре Руперта Мердока, одного из фельдмаршалов этой самой войны. Это настолько важно для заказчиков сериала, что они даже разменяли символ на символ, сделав нового Холмса откровенным убийцей, преступником, только чтобы подчеркнуть значение «Магнуссена» как средоточия вселенского Зла, устранение которого оправдывает даже такое негодное средство, как самоуничтожение в этой взаимной аннигиляции обновленного и всемирно популярного центрального символа всей британской имперской культуры.
Почему «Магнуссен» - это именно Мердок? Если кто сразу не понял, тому и не объяснить, значит зритель находится вне контекста англо-саксонских разборок. Мердок - он в своем роде единственный, и все характерные признаки - хамский циничный стиль ведения дел, открывание ногой дверей на Даунинг-стрит и в прочих кабинетах, шантаж лучших домов Лондона и Парижа, владение «желтой» медиа-империей, слегка иностранец с лекгим акцентом, все это - обозначено. Кроме того, само сочетание «медиа-магнат» или просто «магнат» в современных масс-медиа ассоциируется именно с Мердоком. Поэтому избрано производное от нарицательного Магнат - Магнуссен.
Так что политологическое прочтение сюжета само по себе сложности не представляет, и не должно представлять - ведь аллегория рассчитана на самого широкого зрителя в сфере англо-саксонского влияния. Другое дело, что сам выбор цели ставит вопрос перед нами, политологами, а с чего собственно такая внезапная артподготовка на информационном поле глобальных медиа-войн? Ведь Мердок со своей империей, вроде бы как был, если не нейтрализован, то приведен к «повторной присяге», встал в общий строй англо-саксонских медиа перед решающими перевыборами Обамы. Помните, англичане показательно расстреляли и затопили один из мердокских «дредноутов» - британский желтый таблоид? После этого в самих Штатах «Фокс-ньюс» и прочие медиа-канонерки не очень-то и старались против Обамы.
И вдруг опять массированный арт-обстрел, теперь уже по адмиральскому штандарту медиа-империи. Причем явно упреждающий, ведь никаких выстрелов с противной, «рокфеллеровской» стороны пока не было. С чего бы это? Разве что какие-то странные шевеления и приготовления на израильском условно «непотопляемом авианосце». Это действительно было и кульминацией этих приготовлений действительно является 13 января 2014 года.
Поэтому, даже чтобы отмести эту гипотезу, придется разбираться с эпизодом вторым.

анализ, США, политика, ВБ, культура, Холмс, 3мировая, менялы и пираты, Израиль

Previous post Next post
Up