Почему, собственно, дядя Ваня остается в конце не только с Соней и няней, но еще и с Телегиным-Вафлей?
Вот это задача! Или незадача? Не поспешил ли я пообещать еще одно открытие? И без того наше исследование все время продвигалось по краю глубинных смыслов, а теперь вполне может зайти в тупик и сорваться. Но и оставлять одного из сквозных персонажей пьесы без внимания и разгадки не годится. Поэтому все же попробуем двигаться на ощупь, мелкими шажками.
Для начала проверим ассоциации, которые вызывает имя Илья Ильич Телегин? У человека русской советской культуры первым делом всплывает «Хождение по мукам». И хотя эта ассоциация вполне подходит к предзимнему финалу пьесы, предчувствию гражданской войны, но все же это скорее А.Толстой позаимствовал. Кстати, примеры символического заимствования имени героя в русской литературе встречались. Так, фамилия Чичиков впервые появляется в классике в поэме Байрона, ровно в тот самый момент, когда хищный, но обаятельный дух Дон Жуан высаживается на южной окраине Российской империи. Ну, да и черт с ним! Мы сейчас совсем о другом должны думать.
Чуть ли не единственной характеристикой Ильи Ильича является «обедневший помещик». Да что там «обедневший», разорившийся приживал, у которого отнято имение. Конечно и этот намек на судьбу бывшей дворянской интеллигенции после наступления «зимы» уместен. Но вот только имения Илья Ильич лишился задолго до этого. И для такого намека вовсе необязательно вводить сквозного героя, буквально встречающего зрителя на пороге дома с террасой и провожающего его на выходе.
Погодите, да ведь у Вафли есть и еще одна характеристика! Только она обрисована посредством диалога в начале пьесы. Он же - юродивый!! А где обычно в русской традиции юродивые вставляют свой копеечку в сюжет при входе и выходе? У порога храма. То есть присутствие Телегина в начале и в финале, как минимум, означает неявное, но надежное указание автора на то, что это не просто дом с террасой, а дом, где обитают духи, причем вполне добропорядочные. И, следовательно, это не просто комедия, а притча, которую нужно истолковать. Впрочем, мы и так об этом догадались, благодаря неземному ангелу Соне.
Однако в таком случае нужно истолковать, строго по канонам библейской символики, и самого Илью Ильича! Хотя в этом случае мы рискуем сильно загрузить непривычного к таким толкованиям читателя. Посему ограничимся лишь кратким, самым необходимым минимумом.
Почему Вафля?! Что может означать это прозвище, если читать его как библейский символ. Вафля - это сорт тонкого сухого печенья с рифленой поверхностью. Для постного Ильи Ильича более точным прозвищем было бы Маца, опреснок, библейский хлеб, имеющий символическое значение религиозного знания. Это уже теплее.
Еще ассоциации: телега, повозка, колесница… и рядом библейский Илья-пророк, повелевающий молниями, подобно еллинскому Зевсу. Что же, на пороге революции и гражданской войны и эта ассоциация уместна. Вот уж чего-чего, а ветхозаветной религиозной ярости и гнева в Русской революции случилось хоть отбавляй.
Однако, Телегин - не просто Илия, а Илья Ильич. То есть речь идет о каком-то ветхозаветном по своей природе духе, явившимся наследником самому себе. И, кроме того, известно, что у него была жена. То есть этот дух имел повторное живое воплощение в земной личности. Из всех ветхозаветных персонажей под это описание подходит лишь один, последний пророк Ветхого Завета - Иоанн Предтеча!
В таком случае, любовник, к которому сразу же после свадьбы, то есть воплощения духа Илии в Иоанне, ушла его жена - это Иисус в первом пришествии. Да, любовник этот умер, хотя и жив. Но жив он для новозаветных людей, а не для ветхозаветного духа Ильи Ильича. Тот до сих пор ждет пришествия мессии как земного царя иудеев. И кстати, жена его все еще жива, то есть речь идет не просто об экклесии, но о земных воплощениях гневливого ветхозаветного духа.
Еще одна очень важная для истолкования деталь - это отношения Ильи Ильича с женой, которой тот посылает все свои деньги, не получая ничего взамен. В библейской символике деньги означают, как и хлеб, знание, но это уже очищенная посредником - пророком, философом, ученым - пища для ума. В связи с этим нужно вернуться к образу дяди Вани и уточнить, что его важной ролью, которой он вслух гордится, является снабжение деньгами профессора, то есть духа академического образования. И он обещал делать это и дальше, даже в самых сложных обстоятельствах.
Собственно, эта подсказка от Телегина и будет решающей и позволит нам в полной мере завершить истолкование образа дяди Вани. Мы уже знаем, что Астров и дядя Ваня - два духа, составляющих не то чтобы неразлучную, но неразрывно связанную пару. Дух русской естественной науки и гуманитарный дух русской философии. Кстати, самым рискованным толкованием из предыдущих глав, на мой взгляд, было назвать Станиславского воплощением духа Дяди Вани. Но Станиславский - и в самом деле создатель философии нового художественного театра, экклесии чеховского гения.
И еще Илья Ильич нам добавил уверенности в нашей вчерашней догадке насчет того, что дядя Ваня и дух будущей новой гуманитарной науки Иванушка соотносятся так же, как ветхозаветный пророк Иоанн Предтеча и новозаветный пророк Иоанн Богослов. А это значит, что согласно нашему толкованию в булгаковском Романе ему соответствует не кто иной как Берлиоз - аватар сообщества материалистической гуманитарной науки. И если «дядя Ваня» Серебряного века - это В.Соловьев, Бердяев, Розанов, С.Булгаков, то он же в лице Берлиоза революционного двадцатилетия с 1914 по 1933 год - это Богданов, Флоренский, Лосев, Выготский, Кондратьев, Чаянов, разумеется, и сам М.Булгаков. Точнее, это - отрезанная культурной революцией, но все еще живая «голова Иоанна Предтечи», а мертвое тело Берлиоза, то есть идеологическая корпорация давно уже похоронена. В этой связи предсказание Сони: «Мы отдохнем!», относится именно к этой эпохе философского безвременья, начиная с 1934-го и до конца 1980-х, когда начинается движение к возвращению к жизни в публикациях «головы Берлиоза».
А еще из этого истолкования необходимо следует, что для проявления гения, как Антон Павлович или Михаил Афанасьевич, необходимо противоречивое, но гармоничное соединение в душе всех духов и «жемчужин», выведенных в виде образов чеховской пьесы.
На прощание, в порядке бонуса приведем еще одно истолкование притчи, имеющей прямое отношение к сюжету пьесы. Заодно проверим толкование пьесы на истинность. Если сюжет «Дяди Вани» отражает небольшую часть тысячелетнего «плана», Книги Жизни, должно найтись хотя бы самое общее совпадение с некоторыми из притч Нового завета. Как раз фигура Ильи Ильича, потерявшего свое имение, и указывает на одну из самых популярных притч Евангелия - о талантах.
Если кто-то еще помнит, то там некий Господин перед отъездом в дальние края наделяет трех верных рабов талантами, то есть серебряными слитками. А по возвращении взыскивает с них, требуя себе прибыли. Первый раб, получивший один талант, убоявшись жестокого Господина, спрятал талант в землю, но потом вернул в том же самом виде. За что и был лишен имения и изгнан из своего дома. Совсем как Илья Ильич. Заметим так же, что дело происходит в момент первого явления Господа своим рабам, они же ученики.
Символическое число один означает божественную Истину, а божественный талант - это не просто способность, а некоторое врожденное, усвоенное с молоком матери Знание. Это истинное знание, которым от рождения обладают ветхозаветные пророки, имеет лишь один недостаток. Его нельзя применить на практике, чтобы вернуть с прибылью, добыть с его помощью новое знание. Его можно лишь закопать в землю, то есть сохранить в виде религиозного знания. (Символ земли и означает веру). После обетованного возвращения Господина этот раб может вернуть ему лишь все тот же один талант. Но этот результат не угоден Богу, ему нужна золотая Истина, прошедшая через очищение испытаниями в огне - живом опыте жизни.
Второй ученик получил от Него два таланта - это тоже несовершенное, серебряное знание. Число два означает Мудрость, Софию. То есть речь идет о духе философии, способном торговать с «внешними человеками». Не только давать знания философам, но и получить от них новое философское знание - еще два других серебряных таланта. Сумма с прибылью составит символ четыре таланта, что означает светское, мирское знание. В итоге прибыль и труд ученика будет угодна Богу, но сам ученик остается ни с чем, без особой радости. Совсем как дядя Ваня в финале пьесы-притчи.
Наконец, третий ученик получает пять талантов, и добавляет к ним еще столько же. Число пять означает тайну, то есть способность видеть за символами их глубинные содержания, оперировать не терминами и знаками, а понятиями. Эта способность позволяет в результате внедрения таких знаний в практику получать новое научное знание, путь даже и не вполне совершенное, серебряное. Так что речь идет о духе научного сообщества, деятельность которого угодна Богу, в отличие от ветхозаветного духа религии. Полученные в сумме десять талантов означают знание обо всем круге земной жизни, но и это еще не божественная Истина.
В конце концов, Господин отбирает таланты у всех трех учеников, получив всего в сумме пятнадцать талантов. Как назло, число пятнадцать является символом заблуждения, хождения по кругу. (В картах Таро XV- это и вовсе «дьявол»). И только после этого, то есть после «хождения по мукам», сам Бог вручит истинное откровение (один талант) самому способному и развитому из учеников - Науке, отняв имение у Церкви.
Так что в образах пьесы выведены те самые три духа, они же «внутренние человеки» по Ап.Павлу, из притчи от талантах. Первый из них, Илья Ильич - дух религиозного сообщества, закопавший свой талант в юродивую веру, но отдавший, все, у него было, деткам жены от любовника, то есть христианам. Так что ему самому остается лишь духовное пение.
Второй из учеников, Иван Петрович - дух философии. Третий, Михаил Львович - дух науки. И это Астрову после зимы будет передана Истина? Я бы не стал спешить с таким выводом. Потому что во время своего бунта дядя Ваня озвучил очень интересное символическое число: «Все время - и в молодости, и теперь - я получал от тебя жалованья пятьсот рублей в год - нищенские деньги!»
Однако число пятьсот в библейской символике означает именно ипостась духа тайного знания. Сам дядя Ваня этим крайне недоволен, то есть пока не разумеет тайного смысла этой суммы денег, как и своего обладания тайным знанием. Но именно с такого рода демаршей и кризисов начинается длинный и трудный путь обновления духа и связанных с ним больших сообществ: «Блаженны нищие духом».
С этими тремя все ясно. Но что же получается? Хозяин дома Серебряков играет в этой пьесе роль Господина?! И да, и нет. Во-первых, в этом доме хозяин - вовсе не надличный дух, а дух личности гения. Во-вторых, время для окончательного расчета далеко еще не пришло. Но при этом Бог имеет такую привычку наделять божественным духом пророков и гениев, чтобы напоминать о себе и о долге наделенным талантами. И, в-третьих, именно академическое сообщество и его дух обязаны хранить для людей все пятнадцать талантов, пока не завершится мучительное хождение по кругу и иные испытания «зимы» и «весны».
* * *
Вот теперь, пожалуй, довольно. Хотя нет: «мы увидим все небо в алмазах…»! Чтобы могло означать это пророчество?!
Конечно, на обыденный взгляд похоже на желание наивной и бедной девушки увидеть драгоценные камни хотя бы во сне. Но имеющий талантов на пятьсот рублей просто обязан понять духовный смысл этого символа. Мы увидим не алмазы в небе, а «все небо» увидим. Где? В алмазах!
В Библии, символ алмаз встречается всего два раза в Ветхом Завете, и означает одно из колен Израилевых, из которого вышел царь Давид, и из него должен явиться мессия. И символ неба означает не атмосферу над нами, а духовный Космос. То самый Космос со звездами, который новая мудрая Маргарита, прекрасная и светлая до полной прозрачности, увидит в последней 32 главе булгаковского Романа.
Падает занавес