Если заниматься цифровой голографией или обработкой изображений, непременно сталкиваешься с портретом девушки в шляпе, который почему-то все подряд используют как тестовый объект для оценки качества восстановления голограмм, алгоритмов шумоподавления, увеличения четкости изображения, цифровой компрессии и так далее.
На нее накладывают фильтры, распространяют на большие расстояния, пропускают через оптические системы, зашумляют, заблуривают, чтобы потом восстановить, делают преобразования Фурье и многое другое. Видимо, не хватало природной любознательности выяснить личность и историю этой девушки ранее, поэтому делюсь сейчас.
Сперва вот немного примеров того, в каком виде узрел её и в каком виде она предстаёт перед большинством зрителей.
А теперь собственно история. Эта картинка -- кроп из Ноябрьского Плейбоя 1972 года. В июне-июле 1973 года Александр Савчук, тогда доцент института обработки сигналов и изображений Университета Южной Калифорнии вместе с аспирантом искали картинку с хорошим динамическим диапазоном и изображением человеческого лица для выступления на конференции. Имеющиеся картинки им надоели, и хотелось чего-то нового, и как нельзя кстати в лабу кто-то притащил Плейбой. Инженеры оторвали верхнюю треть картинки с девушкой месяца, чтобы она влезла в сканер. 1973 год, сканер! три канала сканера (красный, синий, зеленый) подключались каждый к своему АЦП, разрешение 100 точек на дюйм, потому отсканировали область 5.12 на 5.12 дюйма (12.7 на 12.7 см) и потому такой дурацкий кроп.
В итоге, этот скан стал одним из самых используемых изображений в истории, часто используется до сих пор и иногда в одном выпуске журнала появляется сразу в нескольких статьях.
Что это за девушка? Она из Швеции, зовут ее Лена Содерберг (в английском Плейбое имя было означено как Ленна, чтобы его правильно прочли и использовался псевдоним Сьооблём). Кажется, модельная карьера у неё не очень сложилась, зато она вышла замуж, родила троих детей, работала на работе и только в 1988 году, когда её нашли журналисты, узнала о своей популярности. В 1997 году она была почетным гостем на большой научной конференции =)
Кто её снимал? Дуайт Хукер, который помимо этой фотки известен ещё как фотограф с максимальным числом не принятых в Плейбой фотографий =)
Почему картинка стала так популярна? В основном, потому, что она разнообразная -- есть и области равномерного или плавно меняющегося тона, есть мелкие детали и резкие скачки, таким образом на ней заметно влияние алгоритмов на все стандартные структуры изображений.
Естественно, картинка неоднократно подвергалась критике, как сексистская, впрочем, не только в прессе и активистских речах, но и в научных статьях.
Ну ладно, вот она целиком:
вот она в том самом Плейбое (которых вышло более семи миллионов экземпляров, и это, пожалуй, единственный Плейбой, который бы хотелось заиметь)
и бонусом еще картинка из той серии, которой в журнале не было.
Ссылки по теме:
Википедия
[
http://www.ee.cityu.edu.hk/~lmpo/lenna/Lenna97.html|Не Википедия]
http://vk.com/note14_12033907