Наука удел молодых?
Молодых гетеросексуальных белых евреев атеистов мужского пола, если быть точнее. Остальные там, чтобы пипетки подносить и общество не доябывалось и не мешало работать.
(вопрос в ask.fm) (шутка)
Когда спросили, почему хочу поменять работу, понял, что многие не знакомы с тем, как это всё устроено в науке, прошу воспринимать текст как моё оценочное (прежде всего в той части, где я сравниваю с Россией, как правило, однозначно не в её (России) пользу).
Научных позиций есть три типа: аспирант, пост-докторант и постоянная позиция.
Аспирант - человек, работающий на полный рабочий день, которому, возможно, кроме этого, необходимо проходить некоторые обучающие курсы. Длится эта радость обычно от трех до пяти лет, в зависимости от тематики, страны, разумений руководителя и обстоятельств. В принципе, аспирантур может быть более одной, но такие случаи довольно редки. Денег в аспирантуре платят примерно х, этого, как правило, хватает на нормальное существование в одиночку (съем квартиры, б/у авто, социализации, отпуска). Аспирант, работая, участвует в научной деятельности, экспериментах, расчетах, написании статей. В качестве аттестации и для получения ученой степени PhD(типа кандидат наук в России) ему надо написать оригинальный труд объемом 100-200 страниц, и защитить его перед той или иной комиссией. Неформальные (где-то может и формальные) требования обычно включают ещё соавторство в трёх и более статьях в приличных журналах и хотя бы в одной из них быть первым автором.
Обычно, получив степень, решивший остаться в науке человек должен пройти несколько (обычно два-три) пост-дока. Это временный (год-три) пост, с довольно конкретными задачами, которые пост-док решает на уровне как исполнителя, так и руководителя вовлеченных в проект аспирантов и студентов. Зарплата на этой позиции обычно 2х. По окончании такого контракта, по моим ощущениям, более чем в половине случаев человеку приходится менять как минимум место работы, а иногда и область деятельности (понятно, что не очень сильно, чтобы все ещё оставаться компетентным, типа он занимался мухообразными обезьянами, а на новом месте занялся паукообразными, а не там североамериканскими кроликами-занудами). У такой системы есть свои плюсы: люди привносят свои знания и умения в смежные области, знания распространяются, контракты короткие и временные - работает естественный отбор - те, кто получше, легче получают новые позиции, возможно на том же самом месте работы, потому что лучшие люди получают лучшие результаты, а лучшие результаты позволяют попросить денег на новые исследования в этом же направлении, а новые деньги позволяют нанять людей, новых ли, старых ли. Есть и минусы: неуверенность в послезавтрашнем дне, депрессии, висящие дедлайны, постоянная внутренняя и внешняя конкуренция. В России, где традиционно человек обычно работает на одном месте всю жизнь, такие позиции, как правило, отсутствуют, а уверенности нет ни в чём.
Постоянная позиция появляется у человека, как правило, когда он получает финансовую поддержку своего собственного проекта. Тогда ему предлагается контракт, зарплата порядка 3х до бесконечности, а с проектных денег он может взять на работу пост-доков и аспирантов и уже в основном выступать как стратег, приниматель решений и научный руководитель. Как правило, за время первого полученного проекта, он успевает написать, подать и получить поддержку еще нескольких, особенно если он получает хорошие результаты, публикуется и т.п. В статьях его имя уже стоит последним. Зарплата его обычно зависит только от выслуги лет, количество проектов на нее слабо влияет, а вот отсутствие поддержанных проектов может привести к увольнению.
В тех странах, где поработал я и друзья, зарплату платят регулярно, она нормальная и со временем на одной позиции не уменьшается. Но и премий тоже нет. В России зарплата всех, от аспиранта до профессора зависит от проектов (грантов) напрямую. Причем, как правило, руководитель гранта сам решает, как её распределять. Часто ему ультимативно предписывают отписать большую часть денег институту, часто львиную долю он выписывает сам себе. У меня постоянная часть зарплаты в России была допустим у в месяц, а вместе с грантовыми надбавками среднемесячная за год выходила 4у, но платили эти надбавки дважды в год, и каждый раз сумма была сюрпризом.
Резюмируя всё это, хочется отметить, что трудолюбивого, талантливого и умного человека никакая система не остановит.
http://vk.com/note14_12020009