Идеальная акция

Jul 27, 2012 01:15



Когда я прихожу на митинг, я упакован как партизан. В сумке диктофон - это для работы, для радио. На шее фотокамера, через плечо сумка с объективами - это для блога. С другой стороны сумка обычная, тряпичная, в ней шоколадка - это на случай задержания. Там же недалеко жувачка Orbit, леденцы (которые мне заменили сигареты), журналистское удостоверение, которое я принципиально не вешаю на шею. Я всегда радуюсь, когда шоколадка в итоге остается нетронутой. Это значит, что митинг или другая подобная акция протеста прошли хорошо. Сегодняшний митинг в Новопушкинском сквере можно назвать почти идеальным. Мой "баунти" остался цел и невредим.


Сквер напротив первого в Москве, да и в России "Макдональдса" полицейские огородили заранее. Но по всем приметам было видно, что неприятных неожиданностей они в этот день не ждут. И самих сотрудников можно было пересчитать без помощи калькулятора, и рядом с площадью стояло всего четыре полицейских автобуса. Если просто сравнить в любым 31-ым числом на Триумфальной площади - можно сказать, что полиция акцию просто проигнорировала. Единственное, что напоминало о контроле со стороны силовых структур - тщательный досмотр сумок.



За час до начала митинга здесь - около трех десятков человек. Флаги дают понять, что это активисты "Левого фронта". Сергей Удальцов лично раздает листовки с призывом прийти на протестную акцию 15 сентября. Тут стоит упомянуть о забавном казусе. Журналистов пускали через отдельный вход, рядом со сценой. Я через него не пошел, в отличие от большинства коллег, решил воспользоваться общим входом. В результате они оказались отделены от участников митинга решеткой. Через эту решетку и брали у Удальцова интервью.



Ближе к семи часам вечера - заявленному времени начала протестной акции стали собираться люди. Причем такого числа пришедших, судя по всему, не ожидали ни организаторы, ни полицейские. На входе стояло всего семь рамок металлодетекторов, у которых тут же образовались длинные очереди. Я, наверное, сейчас вам выдам страшную тайну, но сотрудники полиции тоже люди, и сочувствуют стоящим в очереди. Поэтому сумки стали досматривать (шепотом) быстро, сквозь пальцы. Только, пожалуйста, не проговоритесь.



На входе привычно раздавали белые ленточки...



А кто-то напоминал, что задержанные по делу о беспорядках 6 мая не одиноки. Напоминал в одиночку...



Одиноким митинг все же не оказался. Доминировали красные флаги - представителей левых движений. Здесь и "Левый фронт", и "Трудовая Россия", и коммунисты, и анархисты. Правые были представлены "Солидарностью" и ОГФ (Объединенный гражданский фронт). Удивительно, но не было националистов, и ни одного имперского флага над протестующими не поднялось.



Зато о Pussy Riot не забыли.



Лучший образ, на мой взгляд



Примерно в этот момент ребята, следящие за порядком (не полицейские), вычислили в толпе провокаторов. И сдали их в руки полиции. Правда, не похоже было, что полицейские собираются их задерживать.



Вычислили очень просто - по содержанию плакатов. Судя по тому, как молодые ребята смиренно пошли к выходу, можно понять, что они осознавали, что делали. До сих пор не знаю, вопрос "Зачем?" обозвать риторическим или нет.



Среди организаторов протестной акции не было тех, кого принято называть лидерами оппозиции. Но некоторые ее представители пришли как зрители. Я спросил Илью Яшина, не кажется ли ему странным, что только спустя два месяца после задержаний удалось организовать акцию протеста в защиту задержанных. "Демонстрация - важная вещь, но не единственная, - ответил Яшин, - гораздо важнее оказать людям помощь в плане адвокатов, юридическую помощь, потому что они оказались под тисками юридического беспредела, поэтому очень важно было, чтобы у всех людей появились адвокаты, важно, чтобы были известны все фамилии, очень важно систематизировать линию. Митинги - очень важно, но все это время было занято, чтобы выстроить юридическую защиту".



Спортивного телосложения Бориса Немцова сложно было не заметить. Когда я подошел, он уже отвечал на вопросы, и я застал следующее: "Поэтому они с нами и борятся, а с настоящими убийцами, ворами, жуликами не борятся, потому что они сами такие. А своих они по классовому признаку защищают до последней капли крови". Тут подошел молодой человек и попросил расписаться на книге.



Алексей Навальный пришел уже ближе к концу мероприятия. И тут же оказался в толпе журналистов, блогеров и, видимо, просто любопытных. "Я пришел как обычный участник, поэтому не нужно меня обязательно снимать, я пришел просто постоять", - тут же заявил он. "Так не получится", - ответили ему. Так и не получилось, все оставшееся время Навальный провел в кольце журналистов и любопытных.



Випы - это те, кого обычно снимают журналисты. И это неправильно. И рождает неправильные же предствления о моей профессии. На самом деле это искаженные представления о работе, рожденные в искаженной стране. Константина я замечаю, сидящего на лавочке рядом с дамой. Тут же говорящий сам за себя плакат. Он был на Болотной 6 мая, пришел и сюда. Я спрашиваю его, нет ли опасений, что задержат, даже, быть может, без причины. А он отвечает, что не мог не прийти. Говорит, что по другому просто поступить нельзя.



Константину я оставляю визитку. Почти навязываю. Мне хочется, чтобы он не считал всех журналистов за мудаков. Хотя к этому моменту я уже был готов поругаться с шеф-редакторами.



В итоге я включился в прямой эфир. И до митинга, и после. Подробности рассказывать не хочу. Они глупые и несуразные. Главное, я считаю, я рассказал то, что видел, без каких либо преград. Ну а теперь просто последний абзац, который я написал раньше. Так вот случилось. Но он мне нравится.

Они держат разные плакаты с разными лозунгами. Они вообще - все разные. Мы все разные. И я не могу понять, почему всех хотят поставить перед одной чертой. А еще я хочу сказать, почему я считаю этот митинг идеальным. Потому что его организаторами выступают люди, а не медиаперсоны. Ничего плохого в персонах, ставших медиа-известными, я считаю, нет. Но благодаря своей известности они уже имеют некоторую долю защиты. Девчонки и парни, пришедшие на подобные акции, такой защиты не имеют. И стоит отдать им должное. Именно на них, быть может, и стоит надеяться. Именно они, быть может, и строят наш мир.



репортажи, оппозиция на марше

Previous post Next post
Up