Политические хороводы

Jun 01, 2012 04:13



Сегодня меня насильно запихали в метро. Меня запихали в него через двери, которые обычно предназначены для выхода пассажиров. Я не сопротивлялся, даже мысли такой не промелькнуло. В спину меня и еще несколько человек с фотоаппаратами подталкивали сотрудники полиции, сопротивление которым, как известно, является уголовно наказуемым преступлением. А спорить желания не было. Так закончилась очередная акция в защиту 31-ой статьи Конституции, которые традиционно проходят на Триумфальной площади по 31-ым числам тех месяцев. в которых это самое число есть. Результатом ее стало 120 задержанных, впервые на моей памяти остановленный эскалатор и стойкое чувство де жа вю.


В шесть часов вечера (заявленное время начала акции) на Триумфальной было тихо и пустынно. Лишь только полицейские по-привычке просили в мегафоны не задерживаться у выхода из метро, да фотографы жались под козырьками киосков. Только что прошел дождь и, казалось, он смыл все протестные настроения.



Но затишье оказалось обманчивым. Первой на оппозиционный ринг вышла эта бабушка с плакатом. Ее тут же окружили владельцы фотоаппаратов, от зеркалок до мыльниц. Однако сотрудники полиции ее не трогали. Я уже не первый раз наблюдаю, как они игнорируют пожилых людей с плакатами. Очевидно, у них есть соответствующий приказ.



Шло время, активисты никак себя не проявляли. И тогда полицейские решили зачистить площадь от журналистов и блогеров, щедро разбросанных по территории. Ну и заодно от случайных прохожих.



Некоторые искренне не понимали, что происходит и почему они не могут пройти туда, куда собственно и направлялись изначально. Кто-то молча разворачивался и уходил. Кто-то так же молча разворачивался, но, отойдя на пару шагов, цедил сквозь зубы непечатные характеристики в адрес защитников правопорядка.



Вытеснив людей с одной стороны площади на другую полицейские стали пытаться толпу повернуть в сторону дворов. Здесь возникла давка. И первый крик "Россия без Путина!"



Задержания начались как давно ожидаемое развитие сюжета в фильме, пересмотренном уже несколько раз. На моих глазах в автозаки препроводили больше десятка человек. Никто из них не сопротивлялся.







После первой волны зачисток выдавливание во дворы и, как следствие, порча своей и чужой обуви продолжились. Я же лишний раз убедился, какими разными бывают полицейские, и что никогда не стоит равнять всех представителей одной профессии под одну гребенку. Вот сотрудник в форме, ненавязчиво, почти по-отечески подталкивающий меня, наступил мне на ногу, да так, что дальше сдвинуться с места я не мог. "Простите, вы на меня наступили", - сообщил я ему. "Извините ради бога", - тут же вежливо отозвался он и неловко перепрыгнул с ноги на ногу. Все это напоминало какую-то великосветскую беседу на приеме у английской королевы. Через час другой сотрудник, запихивающий меня в метро, без лишних книксенов грубо толкнет меня в спину. Учитывая наличие ступенек впереди передо мной, этот жест доброй полицейской воли мог стать весьма травмоопасным.



По направлению ко дворам по пути оказались уже заполненные "пазики". Люди, волей судьбы правоохранительной системы оказавшиеся в них, старательно показывали, что решетки - не повод отказываться от своих идей.



В конце концов протестующих и прессу оттеснили на задворки. Здесь оказался еще один представитель СМИ, корреспондендент НТВ Михаил Иванов. Тот самый корреспондент, известный по ролику "Высурковскаяпропаганда", где на свои ответы исполнительному директору ассоциации "Голос" Григорию Мерконьянцу он получал неизменный ответ. Кажется, Михаил где-то еще засветился, но сейчас точно не вспомню. Что точно могу рассказать, так это то, что на этот раз попытались взять интервью у него. Но отвечать на вопросы на этот раз отказался сам корреспондент НТВ.



Обойдя здания, все вернулись на исходные позиции. Опытные фотокорры знали, кульминация этой пьесы еще не наступила. И она не заставила себя долго ждать.



Ребят, которые держали растяжку с цифрами 31 скрутили через несколько секунд. Сотрудники тоже были знакомы с драматургическими особенностями этих протестных акций. Впрочем, они предусмотрели не все. В воздух полетели листовки.



Кто-то их подхватил и начал читать напечатанные на них выдержки из главного закона страны вслух.



Но день фотографам и операторам сделал другой парень. Он с такой же растяжкой, изображающей протестное число, взобрался на киоск с печатной продукцией. Через некоторое время на крышу киоска залез полицейский. Он явно чувствовал себя неуютно под прицелом такого количества фото и телеаппаратуры, поэтому почему-то поднес руку к козырьку и представился. Чем наверняка довел журналистов до творческого экстаза.



И вновь задержания...





Диалог с полицейскими пытались наладить представительницы слабого пола. Как видно, неудачно.



И вновь мы проходим мимо автозаков.



И вновь мы идем дворами. Вновь проходим мимо корреспондента НТВ Миши Иванова. Вновь возвращаемся на Триумфальную. Кто-то выразить протест. А кто-то этот протест зафиксировать с помощью своей фотокамеры. Де жа вю.







Слева от меня, в безопасной тени заранее выставленной ограды беседуют два парня в штатском. "Он показывает журналистское удостоверение, но я сам видел, как он кричал лозунги, видел в Астрахани", - объясняет один из них другому, показывая на молодого человека в синей жилетке с надписью "пресса", - "ну это же неправильно". Я не знаю, кто эти ребята. Может случайные прохожие, может активисты, может работники органов в гражданской одежде. Но здесь я с ними солидарен. Ты либо журналист, либо участник. Журналист на акциях лозунги не кричит, ни за, ни против.



Вновь вытеснение во дворы, Миша Иванов, опять Триумфальная. Проходя мимо пивного ресторана я одним глазом замечаю вновь выстроившуюся цепь полицейских, другим вижу, что охранники "Пилснер" запирают дверь на ключ. Посетители пивного заведения, которым довелось занять места у окошек, взирают на происходящее с превеликим удовольствием. На стенах тем временем появились призывы прийти на марш 12 июня, который пока еще не известно, где пройдет, и пройдет ли вообще.



Еще три круга, полиция, дворы, Миша... Я вас утомил? Я сам утомился, вы бы знали.







В конце концов от этих хороводов устала и полиция. Всех погнали к метро. Резко и грубо.



Здесь хватали уже всех подряд. И насильно запихивали в метро. "Дайте денег на проезд", - в какой-то момент на это справедливо отреагировала хором толпа. Ответом стали очередные задержания.



Выход из метро на несколько минут перекрыли. Я сначала недоумевал - а как же люди, поднимающиеся на поверхность, куда им деваться? Разгадку я увидел уже позже, когда возвращался домой. Эскалатор на подъем остановили. И перегородили доступ к нему, так что люди были вынуждены искать другой путь на поверхность.



Итог акции - 120 задержанных. Пришедшего на Триумфальную Эдуардра Лимонова скрутили так быстро, что я на этот раз даже не сумел среагировать. В конце всего этого действа, как и в начале, пошел дождь. Который - так и просится написать - смыл все следы.

Другие репортажи по этой теме:

Стратегия-31 31 марта 2012 года
Стратегия-31 31 января 2012 года
Стратегия-31 31 августа 2011 года
Стратегия-31 31 июля 2011 года
Стратегия-31 31 мая 2011 года
Стратегия-31 31 марта 2011 года
Стратегия-31 31 января 2011 года
Стратегия-31 31 октября 2010 года
Стратегия-31 31 мая 2010 года
Стратегия-31 31 декабря 2009 года

моя милиция меня бережет, оппозиция на марше

Previous post Next post
Up