Читаю Путина 5. Строительство справедливости (начало)

Apr 10, 2012 19:36

Строительство справедливости. Социальная политика для России, 13.02.2012, http://premier.gov.ru/events/news/18071/

"Россия - социальное государство."

Уровень наших социальных гарантий высок и не будет снижаться. Но есть и проблемы:

1. Профессионалы не востребованы на рынке труда; "плохо, с большими перебоями работают социальные лифты".
2. Вызывающе велика дифференциация доходов; "каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности".
3. Сфера социальных услуг не может удовлетворить возросшие запросы населения; "далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания".
4. Необходимо ввести дифференциацию социальной помощи пенсионерам.

Замечания.

"Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения."
Возможно: "Россия сегодня уступает развитым экономикам по производительности труда в три-четыре раза." ("О наших экономических задачах", http://premier.gov.ru/events/news/17888/)

"Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива." Их неудовлетворённость - следствие пропаганды недостижимого уровня потребления.

"Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем."
Людей с ограниченными возможностями (инвалидов) - меньшинство, а целью социального государства является поддержка большинства; автор же здесь пишет то ли о благотворительности, то ли об одном из принципов либеральной демократии.
Продвижение и социальные лифты - это не самоцель, а естественное свойство саморегулирующейся системы. Тем не менее, большинство работников нужны именно на своём рабочем месте, поэтому воспитывать в гражданах нужно в первую очередь стремление к стабильному труду, а не тягу к продвижению, которое для большинства недостижимо, а для системы в целом не нужно, потому что исполнителей всегда требуется больше, чем руководителей. Пропаганда карьеризма и стабильности должна быть тщательно сбалансирована, чтобы избежать и разочарований, и застоя. Мнение людей о справедливости во многом формируется пропагандой - наверняка у социальной политики есть более объективные критерии оценки.

"Я не буду говорить об успехах - они есть. [...] Есть реальные достижения в образовании, в охране здоровья, в культуре."
Я думаю, нужно уточнить цели, которые правительство ставит перед собой в этих областях, потому что многим они могут быть непонятны.

По проблемам:

1. Многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности из-за деиндустриализации.
Понятие "достойная зарплата" означает, что достоинство граждан, их социальная значимость измеряются размером зарплаты, а не уровнем профессионализма и социальной значимости труда. У нас размер зарплаты и эти факторы далеко не всегда взаимосвязаны, так что размер зарплаты не может служить надёжным критерием их оценки: так, в некоторых наших республиках уровень социальной значимости измерялся в прошлом размером живота. Использовать неточные критерии опасно. В данном случае опасность заключается в том, что достичь высокого авторитета в обществе можно, выполняя хорошо оплачиваемую работу по разрушению этого общества.
Я считаю, что карьера и социальные лифты - это не самое главное; к тому же, для большинства они недостижимы.

2. Большая дифференциация доходов и бедность части граждан напрямую друг с другом не связаны; но возможно автор считает, что каждый восьмой беден именно потому, что доходы части граждан чрезмерно высоки.

3. Суметь бы заработать на квартиру до пенсии, а комфорт среды проживания - дело десятое.

Социальное измерение экономики.

Все трудящиеся должны иметь возможность для реализации своего потенциала, для профессионального и социального роста. Обеспечить эти возможности помогут следующие инициативы.
1. Правительству предложено до конца 2012 года принять "Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций".
2. Необходимо повысить зарплату бюджетникам: учителям и врачам, ученым и работникам культуры; "необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника".
3. Нужно "изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями". "Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию."
4. Нужно пересмотреть систему налоговых стимулов для работодателей, использующих труд инвалидов. Нужно создать инвалидам условия для профессионального роста.
5. Необходимо, чтобы народ полюбил предпринимателя.

Замечания.

Профессиональный рост трудящихся.

"Люди разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста."
Я считаю, что нужно в первую очередь ориентировать трудящихся не на карьерный рост, а на стабильную самоотдачу на своём рабочем месте. Автор сам признаёт, что наш бизнес не проявил заинтересованности в создании условий для профессионального роста наёмных работников:
"Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. К сожалению, результаты очень скромные. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря - это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства."

Иногда автор не может удержаться от фантазий:
"Давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования. Сегодняшний рабочий - это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка - квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности."
Но тут же одёргивает себя:
"Между тем некоторые владельцы и менеджеры предприятий продолжают вести себя так, будто на дворе начало прошлого века. Как будто можно утвердиться на рынке за счет экономии на работниках. С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам - на 17%. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%."
Вот и в документальном фильме "Глобальный передел"
(http://www.youtube.com/watch?v=bj8Gn6H_WHQ&feature=player_embedded), посвящённом ВТО и глобальному капиталу, говорится о том, что дешёвые низкокачественные товары вытесняют дорогие товары высокого качества, а бизнес идёт в те страны, где есть дешёвая и покорная рабочая сила.
В познавательной статье "Моё наёмное рабство на складе" (http://rkrp-rpk.ru/content/view/7024/1/) показано, как крупные интернет-компании США добиваются конкурентноспособности именно за счет бесчеловечной эксплуатации дешёвой рабочей силы.

Потому и останутся только словами красивые инициативы автора:

"Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется - например, в Германии в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива - от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников.

Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников - около десяти миллионов человек (с семьями - 25 миллионов).

Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. Это увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете - их заработки."

- что частному капиталу не нужно участия рабочих в управлении предприятиями, не нужно увеличения их возможностей и заработка.

Money makes the world go round.

За двадцать лет мы убедились, что метод, описанный Крыловым в басне "Квартет", действительно не работает:

"Безусловно, мы будем повышать эффективность работы наших систем образования и здравоохранения. Устранять ситуации, когда мы по инерции финансируем учреждения, которые работают откровенно плохо. Но ведь такая работа велась начиная с 90-х годов: проводились организационно-экономические реформы, менялись системы управления, вводились механизмы внешней оценки. Пока это не привело к заметному для народа улучшению качества образования и здравоохранения."

Сколько бы самых неэффективных учреждений мы не удушили, оставшиеся все равно не стали работать лучше. Оказывается, людей нужно мотивировать. А мотивировать их можно только деньгами:

"По всей видимости, потому, что из рассмотрения регулярно выпадало самое важное - мотивация людей, которые работают в этих отраслях.
Считаю, речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. Врач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне."

Раньше наш подход к реформам был в корне неверным. Мы считали, что цель реформ - улучшить качество здравоохранения и образования. Оказывается, цель реформ - обеспечить достойную зарплату профессионалам, а качество появится как побочный эффект.
Интересно, а сколько это, достойная зарплата, если "the world is not enough"?
Нам это известно:

"За несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону."

Эффективный уровень зарплаты - это такое количество денег, на которое можно купить авторитет профессиональной среды. Если людям заплатить столько, то у них начнётся восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение. Это такое количество денег, за которое мы покупаем право требовать от работников то, что нам нужно:
"Эффективно управлять качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом."

"При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат."
Мы любим управлять денежными потоками, ведь money makes the world go round.

Трудоустройство инвалидов.

Согласно данным на http://ortolife3.ucoz.ru/publ/invalidy_i_obshhestvo/invalidnost_v_rossii_statistika_chast_1/1-1-0-386
общее количество инвалидов трёх групп в трудоспособном возрасте на 2009 год составило 436,6 тысяч человек. Это меньше одного процента от численности трудоспособного населения. Я не думаю, что за два года ситуация заметно изменилась. Государство заботится об инвалидах. Достаточно или нет - это вопрос отдельный. А в этой статье забота о "профессиональной траектории жизненного роста" инвалидов - это, по моему мнению, или недостойный популизм, или неумение правильно расставить приоритеты, или расчет на функциональную неграмотность читателей.

Эпилог.

"Предприниматели в нашем обществе все еще не чувствуют себя уверенно. В немалой степени это наследие 1990-х годов"... Чёрт побери!

Пенсии и социальная помощь

В этой главе говорится о мерах, которые государство принимает и намерено принимать для поддержки "стремления семей к рождению второго и последующих детей".
"Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию - национальная задача на предстоящие 3 - 4 года."
"В 2006 году мною был предложен комплекс мер по стимулированию рождения второго ребенка, включая и материнский капитал, который постоянно индексируется. Практика применения этих мер показала их результативность. Сегодня считаю возможным сделать еще один шаг вперед. Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно - это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году. Это начало - давайте посмотрим, насколько полезной такая программа окажется. Если дело пойдет хорошо и экономические условия будут благоприятны - будем искать возможность поддержать и другие регионы."

Далее здесь говорится о том, какие меры принимались и будут приниматься государством для поддержки пенсионеров: "Пенсионное обеспечение, наверное, является самым большим достижением - и самой большой проблемой для нашей страны. Достаточно сказать, что мы тратим на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта - это четверть всего бюджета «расширенного правительства».
Из-за краха экономики в 90-х годах у нас практически не было выбора - мы обязаны были вытащить стариков из нищеты."
"Часто говорят - зачем Правительство подняло пенсии в 2009 году, практически сразу после выборов Президента? Сделай власть это сегодня, сейчас - и выборы, дескать, были бы в кармане, ведь пенсионеры чаще других ходят на выборы. Отвечу. Мы сделали это, как только смогли, как только появилась первая экономическая возможность. Все другое было бы безнравственно.
Пенсии непременно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста."
Также говорится о "развитии накопительного компонента пенсионной системы". В статье "О наших экономических задачах" (http://premier.gov.ru/events/news/17888/) говорилось о необходимости "вовлечения в инвестиции средств населения", в том числе  - через пенсионные фонды.

В целом глава написано последовательно и, я бы сказал, порядочно. В этой главе автор говорит о нравственности и это импонирует. Автор предлагает в целом продуманные меры, не стремится упрощать и не отрывается от реальности. Может быть, эффективнее было бы предложить пособие при рождении второго ребёнка, но видимо бюджет такую нагрузку не потянет. Даже пособие за третьего ребёнка автор предлагает ввести только в субъектах Федерации с негативными демографическими тенденциями. Выходит, что это предложение - всего лишь пропагандистский ход. Что ж, правильная пропаганда тоже очень важна.

Образование и культура

В этой главе предложены методы решения проблем в сферах образования и культуры.

1. У нас есть проблемы с качеством образования и для того, чтобы решить их, нужно сделать следующее.
1.1. Ликвидировать очереди в детские сады.
1.2. Повысить уровень обучения во всех средних школах до приемлемого уровня.
1.3. Восстановить систему дополнительного образования: кружки и секции.
1.4. Обновить программу и методику обучения; сделать упор на математическое образование.
1.5. Дифференцировать стипендиальное обеспечение.
1.6. Обновить методику и организацию ЕГЭ.
1.7. Повысить эффективность использования бюджетных средств, направляемых в высшее образование; специализировать обучение прикладным специальностям для соответствия требованиям производства.
1.8. Присоединить вузы с низким уровнем обучения к сильным вузам.
1.9. Восстановить престиж и актуальность обучения производственным специальностям.
"Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом."

2. У нас есть проблемы с уровнем культурного досуга населения и для того, чтобы решить их, нужно сделать следующее.
2.1. Обеспечить широкий доступ граждан к национальным и мировым культурным ценностям.
2.2. Развивать художественную самодеятельность; создать "проект государственной программы развития культуры в малых городах".
2.3. Увеличить финансирование системы грантов, предоставляемых деятелям культуры и художественным коллективам.
2.4. Создать общенациональные специализированные на культуре каналы цифрового телевидения.

Замечания.

1. Образование.

1.1 "В течение ближайших четырех лет ликвидировать очереди в детские сады. В том числе - за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня мешают развитию таких форм". Под "расширением мест" видимо имеется в виду увеличение количества таких учреждений. Хоть здесь и сказано, что это одна из мер, логично предположить, что упоминается основная мера. "Российская газета" (http://www.rg.ru/2011/10/26/detsad.html) пишет:
"Всего в России открыто 47 213 учреждений дошкольного образования. Из них 98 процентов - муниципальные и государственные. На долю частного бизнеса и общественных организаций, в том числе религиозных, приходится всего 2 процента."
К сожалению, это издание, видимо, нельзя считать достоверным источником информации, так-как в этой же статье (она от 26.10.2011) сказано: "Сегодня в очереди в детские сады стоят 1,5 млн человек." А в статье от 30.11.2011 (http://www.rg.ru/2011/11/30/ochered.html) сказано:
"Очереди в детские сады - одна из самых острых проблем российской системы образования. В них стоят 800 тысяч детишек".
Но пусть даже журналисты приврали в 2 раза и на долю частного бизнеса приходится не 2, а 4 процента учреждений дошкольного образования: всё равно автор сильно рискует, возлагая такие большие надежды на частный бизнес.
В обеих статьях и во многих других источниках упоминаются новые СанПиНы 2010 года, которые значительно упростили требования к открытию новых, в том числе семейных, детских садов. Или автор предлагает пересмотреть и эти СанПиНы, или он проявил небрежность в подготовке материала.

1.2. "Обеспечить социальное равенство в получении образования. Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением."
"Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую."
О какой конкуренции родителей идёт речь? О том, кто больше даст взятку?
"C неродным русским языком, с девиантным поведением" - это перечисление читается так, как-будто эти качества взаимосвязаны.
Я думаю, описывая ситуацию со средним образованием, правильнее исходить из того, что есть небольшое количество выдающихся (престижных) школ с высоким уровнем преподавания, а средний уровень подавляющего большинства средних школ низок, что вызвано упрощением программы обучения и меркантилизацией общественных отношений. И если ситуация в некоторых школах совсем удручает, то причина и в низкой мотивации учеников, и в неправильной мотивации учителей. Учитель - это не сферический конь в вакууме - он часть социума, который власть откровенно ориентирует на рынок. Если для учителя критерием личного успеха является высокий заработок, то он будет стремиться хорошо зарабатывать, а не хорошо преподавать.

1.4. "Предстоит серьезное обновление программы и методов работы школы, где мы - надо признать - серьезно отстали. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 - 6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков."
От кого мы отстали и какие критерии использовались для оценки?
Дорого ли стоят жизненные планы подростков?
5 - 6 профилей обучения - это не то ли, о чём писал С.Г. Кара-Мурза в статье "О новом образовательном стандарте":
"Представьте: дано 6 предметных областей, из каждой надо выбрать учебный курс, всего 7. Значит, лишь из одной области можно выбрать два курса. Например, физику, химию и биологию вместе выбрать нельзя! А если ученик выбирает физику и химию, то уже нельзя совместить русский язык с литературой или алгебру с геометрией. Это - глубокая деградация образовательной программы. Она будет производить именно человека массы." (http://www.orossii.ru/content/view/221/)

1.5. "Пора навести порядок в стипендиальном обеспечении. Стипендия для тех, кому она реально необходима [...] должна достигнуть прожиточного минимума студента."
"За всем этим должны следить сами студенческие коллективы - студенты знают, как живут их товарищи, их трудно будет обмануть подложными справками."
Вы хотите, чтобы студенты стучали друг на друга ради денег?

1.6. "Мы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы."
Хотя ЕГЭ сильно дискредитировал себя в нашей стране, это только название, которое ничего не говорит о содержимом. Тем не менее недостаточные прозрачность и "антикоррупционность" - это не самая важная проблема его нынешней реализации. Есть более серьёзные недостатки, об этом написано даже в Википедии: "В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало."
Ситуация усугубляется тем, что ЕГЭ не существует сам по себе: соответственно меняется вся методика обучения, а ЕГЭ просто отвлекает на себя основное внимание.

1.8. "Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями. Этот процесс уже стартовал. Государство выделит дополнительные средства на восстановление научных школ и на необходимую дополнительную подготовку студентов «присоединенных» вузов."
"Сложившиеся коллективы" сильных вузов упоминаются не зря, видимо речь идёт не только о слиянии, но и о сокращении. Отсюда возьмутся и "дополнительные средства на восстановление научных школ". Так что кадровую поддержку неблагополучные средние школы из пункта 1.2. точно не получат.

Складывается впечатление, что для решения проблем с образованием автором предлагаются те меры, реализация которых начата в прошлом. Но так-как реакция сложной системы на управляющее воздействие обычно отложена, то  результаты этих мер появятся в будущем.

2. Культурный досуг.

"Излишне коммерциализированными (а многие говорят прямо - пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов."
Здесь автор наконец-то даёт верный синоним коммерциализации: опошление. Вот почему многое из написанного в этой статье вызывает у меня такое сильное неприятие: понятие социальной справедливости опошляется.

"Мы видим «расходящиеся ножницы» поддержки и потребления культуры: по сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений - упало."
Для решения этой проблемы автор предлагает сделать число музеев и театров ещё больше и сделать их ещё более доступными (размещение в интернете, увеличение времени работы, передвижной фонд, художественная самодеятельность). Но о пропаганде культуры не сказано ни слова. Инициатива 2.4. хороша, но у нас уже есть один пример её реализации: телеканал "Культура" имени Солженицына.

Сохранение человека.

Мы перераспределяем движение денежных потоков. Скоро они принесут здоровье населению.
"В большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства."
Так и напрашивается инициатива: семьи с тремя и более больными смогут зарегистрировать семейные клиники. Такая клиника будет закреплена за ближайшим медучреждением как его структурное подразделение. При этом ставить клизму самостоятельно у больных не будет необходимости: это можно будет сделать на территории ближайшей поликлиники.

"Но, улучшая и развивая амбулаторное лечение, мы должны учитывать, что его эффективность зависит от применяемых медикаментов. Нужна продуманная дорожная карта развития лекарственного обеспечения. Иначе мы просто потратимся на подарок зарубежной фарминдустрии. Мы уже приняли программу развития отечественной фармацевтической промышленности, производства медицинской техники, направив на эти цели большие средства - больше 120 миллиардов рублей. Теперь надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. Последним должны заниматься врачи, их профессиональное сообщество - а не сами производители лекарств и оборудования." Феноменально! Даже как-то неудобно: ведь есть всё же риск, что это кто-нибудь прочтёт.

"Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья." Я уже просто боюсь представить, как это будет реализовано. Корпорация "Бросайте курить"?

"Мы будем создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака."
В статье "О наших экономических задачах" автор пишет: "Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака"...

окончание следует...

первоисточники, общество, онолидега

Previous post Next post
Up